Отмена определения контрагента по Закону N 44-ФЗ
Согласно ч. 1 ст. 36 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - контрагент) в том числе по одному и более лоту, за исключением проведения запроса предложений (в том числе в электронной форме), не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе (в том числе в электронной форме) или аукционе (в том числе в электронной форме) либо не позднее чем за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок (в том числе в электронной форме).
В ч. 2 ст. 36 Закона N 44-ФЗ указано, что по истечении указанного срока и до заключения контракта заказчик вправе отменить определение контрагента только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством (см. также письмо Минэкономразвития России от 17.03.2015 N Д28и-733).
Как видно из текста ч. 1 ст. 36 Закона N 44-ФЗ, хотя напрямую это и не оговорено, речь идет об отмене закупки, осуществляемой одним из конкурентных способов. Исключение составляет определение контрагента путем запроса предложений (в том числе в электронной форме), которое в принципе не может быть отменено (п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 5 ст. 83, ч. 5 ст. 83.1 Закона N 44-ФЗ).
Отмена закупки у единственного контрагента в принципе не может быть исключена, однако приведенные нормы к отмене такой закупки явно не применимы. Поскольку порядок заключения контракта с единственным контрагентом Законом N 44-ФЗ не регламентирован, он регулируется нормами Гражданского кодекса РФ о заключении договора. Соответственно, исходя из этих норм определяется и возможность отказа от заключения договора от начала преддоговорных переговоров до его подписания (ст.ст. 435 - 443 ГК РФ), с учетом того, что заключение договора обязательно только в случаях, установленных законом (п. 1 ст. 445 ГК РФ).
Порядок отмены закупки
Решение об отмене определения контрагента в силу ч. 3 ст. 36 Закона N 44-ФЗ размещается в единой информационной системе (далее - ЕИС) в день принятия этого решения, а также незамедлительно доводится до сведения участников закупки, подавших заявки (при наличии у заказчика информации для осуществления связи с данными участниками).
В соответствии с этой же нормой определение контрагента считается отмененным с момента размещения решения о его отмене в ЕИС.
После размещения в ЕИС извещения об отмене определения контрагента заказчик не вправе вскрывать конверты с заявками участников закупки, если предполагалось проведение закупки не в электронной форме (ч. 1 ст. 36 Закона N 44-ФЗ).
При проведении электронных процедур оператор электронной площадки возвращает заявки участникам закупки в течение 1 часа с момента размещения в ЕИС извещения об отмене электронной процедуры с одновременным уведомлением в форме электронного документа участника электронной процедуры об отмене такой процедуры (ч. 1 ст. 36 Закона N 44-ФЗ).
Нарушение порядка и сроков отмены определения контрагента влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 8 ст. 7.30 КоАП РФ (см., например, п. 1 решения ФАС России от 16.12.2014 N К-1867/14, п. 4 решения ФАС России от 08.12.2014 N К-1802-1/14).
Кроме того, отменивший определение контрагента заказчик обязан возвратить денежные средства, внесенные участниками в качестве обеспечения заявок на участие в конкурсе и аукционе. Подробно об этом смотрите в отдельном материале.
Также согласно уже цитировавшейся ч. 1 ст. 36 Закона N 44-ФЗ не позднее следующего рабочего дня после даты принятия решения об отмене определения контрагента заказчик вносит соответствующие изменения в план-график (при необходимости).
Подробнее вопросы, связанные с изменением плана-графика, рассмотрены в отдельном материале.
При отмене определения контрагента заказчик в соответствии с ч. 4 ст. 36 Закона N 44-ФЗ не несет ответственность перед участниками закупки, подавшими заявки, за исключением случая, если вследствие такой отмены участникам причинены убытки в результате недобросовестных действий заказчика.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах