Обеспечение заявки на участие в закупке по Закону N 44-ФЗ
Согласно ч. 1 ст. 44 Закона N 44-ФЗ при проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсе или аукционе (далее - заявка) в извещении об осуществлении закупки (далее - извещение) и документации о закупке (далее - документация) (см. также п. 7 ст. 42, п.п. 1 и 9 ч. 3 ст. 49, п. 10 ч. 1 ст. 50, п. 4 ч. 5 ст. 63, ч. 1 ст. 64, п. 4 ч. 1 ст. 87 Закона N 44-ФЗ).
Требование об обеспечении заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в равной мере относится ко всем участникам закупки (ч. 4 ст. 44 Закона N 44-ФЗ).
Из содержания ч.ч. 1 - 3 ст. 44 Закона N 44-ФЗ прямо следует, что предоставление обеспечения заявки должно быть произведено участником закупки лично.
В силу ч.ч. 1 и 2 ст. 44 Закона N 44-ФЗ обеспечение заявки на участие в конкурсах и закрытом аукционе может предоставляться по выбору самого участника:
1) путем внесения денежных средств;
2) банковской гарантией, которая является видом независимой гарантии (п. 3 ст. 368 ГК РФ). В этом случае банковская гарантия должна соответствовать требованиям ст. 45 Закона N 44-ФЗ, при этом срок действия гарантии должен составлять не менее чем 2 месяца с даты окончания срока подачи заявок (ч. 3 ст. 44 Закона N 44-ФЗ).
Заявки на участие в электронном аукционе обеспечиваются только внесением денежных средств (ч. 2 ст. 44 Закона N 44-ФЗ), путем блокирования оператором электронной торговой площадки средств на счете, определенном при аккредитации участника закупки на электронной торговой площадке (ч. 18 ст. 44, ч. 5 ст. 61 Закона N 44-ФЗ).
Размер обеспечения заявок и (или) условия банковской гарантии в силу п. 7 ст. 42, ч. 1 ст. 44 Закона N 44-ФЗ должны быть указаны заказчиком в извещении и документации.
Границы определения размера обеспечения заявки определены ч.ч. 14 и 15 ст. 44, ч. 9 ст. 86 Закона N 44-ФЗ и составляют:
- от 0,5% до 5% начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК) - по общему правилу;
- 1% НМЦК - при проведении аукционов, если НМЦК не превышает 3 миллиона рублей;
- от 0,5% до 2% НМЦК, если закупка осуществляется в соответствии со ст.ст. 28 - 30 Закона N 44-ФЗ и участником закупки является учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, организация инвалидов, субъект малого предпринимательства либо социально ориентированная некоммерческая организация.
Как следует из определения СК по экономическим спорам ВС РФ от 03.08.2017 N 305-КГ17-3351, в извещении и документации заказчику достаточно определить размер обеспечения заявки в процентах от НМЦК. Указывать этот размер в твердой денежной сумме необязательно.
Установление требований к размеру обеспечения заявок, не предусмотренных законом, влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Следует учитывать, что внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки может являться для участника - юридического лица крупной сделкой, совершение которой возможно только при наличии решения об одобрении или о совершении такой крупной сделки в силу положений законодательства (см., например, ст. 15 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", ст. 23 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", ст. 46 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", ст. 79 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах") или учредительных документов юридического лица. В таком случае названное решение или копия решения представляется участником конкурса или аукциона в составе заявки (пп. "е" п. 1 ч. 2 ст. 51, п. 4 ч. 5 ст. 66, пп. "д" п. 1 ч. 2 ст. 88 Закона N 44-ФЗ).
Тема
Общие требования к порядку проведения закупок по Закону N 44-ФЗ
См. также
Принятие решения о согласии на совершение (об одобрении) крупной сделки ООО
Калькуляторы
Калькулятор расчета обеспечения заявки на участие в торгах
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах