Предоставление обеспечения исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ
Согласно ч.ч. 4 и 5 ст. 96 Закона N 44-ФЗ предоставить обеспечение исполнения контракта заказчику обязан именно участник закупки, с которым заключается контракт.
По мнению Минэкономразвития России, изложенному в письмах от 19.09.2014 N Д28и-1893 и от 09.07.2015 N Д28и-2060, это означает, что обязанность по предоставлению обеспечения исполнения контракта не может быть возложена на третье лицо.
Однако в судебной и административной практике можно встретить и противоположную позицию: поскольку Закон N 44-ФЗ не предусматривает обязанности победителя закупки предоставить обеспечение исполнения контракта лично, а ст. 313 ГК РФ позволяет должнику возложить обязанность на третье лицо, то перечисление денежных средств заказчику третьим лицом в счет обеспечения исполнения контракта правомерно при условии предоставления заказчику документов, подтверждающих возложение участником закупки на третье лицо соответствующей обязанности (см. постановление Девятого ААС от 14.01.2016 N 09АП-52950/15 (оставлено без изменения постановлением АС Московского округа от 13.05.2016 N Ф05-4376/16), постановление АС Уральского округа от 08.12.2016 N Ф09-10693/16, решение УФАС по Республике Коми от 27.03.2014 N 04-02/2548, решение УФАС по Республике Алтай от 06.08.2014 N 57-К/14, решение УФАС по Республике Марий Эл от 02.06.2015).
Отметим, что постановление АС Уральского округа от 08.12.2016 N Ф09-10693/16 принято по итогу обжалования решения УФАС по Пермскому краю, в котором победитель закупки признавался уклонившимся от заключения контракта, поскольку обеспечение исполнения контракта не было представлено им лично. То есть на практике позиция отдельных органов ФАС России может отличаться от описанной.
Также обратим внимание, что в настоящее время вся практика касается только возврата третьим лицом долга по договору займа, заключенному между ним и победителем закупки. При этом в назначении платежа платежного поручения третьего лица всегда указывалось, что перечисленная сумма является обеспечением исполнения контракта по конкретной закупке, а также возвратом долга по конкретному договору займа.
Следует учитывать, что внесение денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта может являться для участника - юридического лица крупной сделкой, совершение которой возможно только при наличии решения об одобрении или о совершении такой крупной сделки в силу положений законодательства (см., например, ст. 15 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", ст. 23 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", ст. 46 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", ст. 79 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах") или учредительных документов юридического лица. Участник конкурса или аукциона предоставляет названное решение или его копию в составе заявки (пп. "е" п. 1 ч. 2 ст. 51, п. 4 ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ, пп. "д" п. 1 ч. 2 ст. 88 Закона N 44-ФЗ).
При этом, как следует из ч.ч. 4, 5 ст. 96 Закона N 44-ФЗ, обеспечение исполнения контракта должно быть предоставлено в срок, установленный для заключения контракта.
Контракт заключается только после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта (ч. 4 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).
В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта (ч. 5 ст. 96 Закона N 44-ФЗ), а сведения о таком участнике должны быть внесены в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ.
Кроме того, непредоставление обеспечения исполнения контракта участником конкурса или аукциона, с которым должен быть заключен контракт, является в силу п. 2 ч. 13 ст. 44 Закона N 44-ФЗ основанием для невозврата денежных средств или взыскания по банковской гарантии, которая является видом независимой гарантии (п. 3 ст. 368 ГК РФ), предоставленных таким участником в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах