Контракт по Закону N 44-ФЗ, его форма, условия, исполнение, расторжение
Из п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ прямо следует, что контракт, регулируемый этим Законом, является гражданско-правовым договором, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), заключаемым от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетными учреждениями, унитарными предприятиями, за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ по согласованию с Администрацией Президента РФ, либо иным юридическим лицом в соответствии с ч.ч. 1, 2.1, 4 и 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ. При этом из "контрактов" дополнительно выделяется государственный, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта РФ (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд (п. 8 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).
В этой связи заметим, что во второй части Гражданского кодекса РФ изначально выделялись государственные и муниципальные контракты на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (параграф 4 главы 30 ГК РФ) и на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (параграф 5 главы 37 ГК РФ) как виды гражданско-правовых договоров купли-продажи и подряда соответственно (см. п. 5 ст. 454 и п. 2 ст. 525, п. 2 ст. 702 и п. 1 ст. 763 ГК РФ). Фактически квалифицирующим признаком их выделения является выступление в качестве одной из сторон - покупателя или заказчика - государственного или муниципального заказчика (ст. 526, п. 2 ст. 763 и ст. 764 ГК РФ). В п. 8 ст. 3 Закона N 44-ФЗ понятие "государственный, муниципальный контракт" фактически расширяется по сравнению со значением, употребляемом в Гражданском кодексе РФ, в отношении всех договоров, заключаемых государственными и муниципальными заказчиками. Понятие же "контракт" включает в себя и договоры, заключаемые в соответствии с Законом N 44-ФЗ бюджетными учреждениями, унитарными предприятиями, которые государственными, муниципальными заказчиками не являются (см. п.п. 5, 6 и 7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).
Как видим, выделение "контракта" из числа прочих гражданско-правовых договоров является чисто терминологическим и вводится в Законе N 44-ФЗ в целях удобства регулирования. Наименование документа "договором" или "контрактом" не имеет юридического значения. Ко всем контрактам, заключаемым заказчиками, руководствующимися Законом N 44-ФЗ, применяются нормы Гражданского кодекса РФ, поскольку все они являются гражданско-правовыми договорами. Вместе с тем нормы Закона N 44-ФЗ являются специальными, имеющими приоритет над общими нормами, установленными Гражданским кодексом РФ, как это следует из определения Конституционного Суда РФ от 05.10.2000 N 199-О. Иными словами, нормы Гражданского кодекса РФ применяются к контрактам, если иное не предусмотрено нормами Закона N 44-ФЗ. Аналогичные разъяснения даны в ответе на вопрос N 81 приложения к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889.
Нормы параграфа 4 главы 30 и параграфа 5 главы 37 ГК РФ будут применяться только к договорам, определяемым государственными или муниципальными контрактами нормами самих этих параграфов, то есть к договорам (контрактам), заключенным именно государственными или муниципальными заказчиками, и именно на поставку товаров и выполнение подрядных работ.
Это касается требований к форме, содержанию (условиям) контракта, порядку его исполнения, изменения и расторжения.
Так, требований к форме контрактов Закон N 44-ФЗ прямо не устанавливает, однако из общих норм Гражданского кодекса РФ, прежде всего пп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ, следует, что контракт по общему правилу должен заключаться в простой письменной форме. С учетом общих норм ст.ст. 160, 434 ГК РФ и норм Закона N 44-ФЗ о заключении контракта по итогам конкурентных процедур можно также уточнить, что заключение контракта подразумевается в письменной форме в виде подписания единого документа. Именно в этом контексте, по нашему мнению, следует понимать исключение, установленное ч. 15 ст. 34 Закон N 44-ФЗ, допускающей в ряде оговоренных в ней случаев заключение контракта с единственным контрагентом "в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом РФ для совершения сделок".
Содержание условий договора, в том числе и контракта, как следует из п. 2 ст. 1, п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 422 ГК РФ, по общему правилу определяется его сторонами, за исключением случаев противоречия закону и случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Закон N 44-ФЗ содержит требования к содержанию контракта, как сведенные в единую ст. 34 этого Закона, так и вытекающие из требований к описанию объекта закупки, установленных ст. 33 Закона N 44-ФЗ, и иных общих норм этого Закона. При этом ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ введено единое требование: контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении контрагента, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, когда в соответствии с этим Законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении контрагента, документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. Фактически это исключение касается только заключения контракта с единственным контрагентом. Заключение контракта с нарушением объявленных условий исполнения контракта, предложенных лицом, с которым в соответствии с Законом N 44-ФЗ заключается контракт, влечет административную ответственность, предусмотренную ч.ч. 1, 2 ст. 7.32 КоАП РФ.
Особенности исполнения контрактов установлены ст. 94 Закона N 44-ФЗ.
Изменение и расторжение договора в силу п. 1 ст. 450 ГК РФ возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено самим Гражданским кодексом РФ, другими законами или договором. А такая форма расторжения или изменения договора, как односторонний отказ от его исполнения полностью или частично, как следует из п. 1 ст. 450.1 ГК РФ, возможна только в случаях, предусмотренных самим Гражданским кодексом РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором. Закон N 44-ФЗ ставит жесткие ограничения возможности изменения и расторжения контракта, включая возможность одностороннего отказа от его исполнения, в том числе путем установления предписаний к содержанию договора, что фактически исключает возможность включения в контракт условий о его расторжении или изменении в иных случаях (ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Изменение условий контракта в случаях, когда возможность этого не предусмотрена Законом N 44-ФЗ, влечет административную ответственность, предусмотренную ч.ч. 4, 5 ст. 7.32 КоАП РФ, а нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта - ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ.
Непосредственно требования к форме контракта, его содержанию, случаям и порядку его изменения и расторжения рассмотрены в отдельных материалах.
Тема
Договор (контракт), заключаемый по итогам закупок
См. также
Форма контракта по Закону N 44-ФЗ: общее правило
Обязательные (существенные) условия контракта по Закону N 44-ФЗ
Обеспечение исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ
Исполнение контракта по Закону N 44-ФЗ. Приемка товаров, результатов работ, услуг
Изменение контракта по Закону N 44-ФЗ
Расторжение контракта по Закону N 44-ФЗ
Перемена лиц по контракту по Закону N 44-ФЗ
Схема
Исполнение, изменение и расторжение контракта
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах