Исполнение контракта по Закону N 44-ФЗ. Приемка товаров, результатов работ, услуг
Закон N 44-ФЗ основан, в том числе, на нормах Гражданского кодекса РФ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), и контракт в силу п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ является гражданско-правовым договором. Поэтому нормы Гражданского кодекса РФ должны применяться к отношениям по контрактам, поскольку иное не предусмотрено нормами Закона N 44-ФЗ (см. также ответ на вопрос N 81 приложения к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889). Таким образом, исполнение контракта осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Законом N 44-ФЗ, на что и указано в ч. 1 ст. 94 этого Закона. Закон N 44-ФЗ устанавливает только некоторые особенности исполнения контрактов.
Согласно ч. 1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ под исполнением контракта понимается комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - контрагент), включающий в себя, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги (далее - исполнение по контракту), а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом;
2) оплату заказчиком исполнения по контракту;
3) взаимодействие заказчика с контрагентом при изменении, расторжении контракта, применении мер ответственности по нему.
Вопросы порядка оплаты по контракту, изменения и расторжения контракта рассматриваются в отдельных материалах Энциклопедии. В настоящем разделе рассматриваются только особенности исполнения контракта, связанные с приемкой товара, работ (их результата), услуг.
Согласно ч. 3 ст. 94 Закона N 44-ФЗ для проверки предоставленных контрагентом результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Каких-либо оговорок о проведении экспертизы в зависимости от вида поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг или от суммы контракта законом не предусмотрено. Следовательно, эта обязанность установлена для всех контрактов.
Требования к процедуре проведения экспертизы, перечень необходимых действий или процедур, которые должны проводиться при проверке (экспертизе), законом не установлены. По смыслу положений п. 1 ч. 1, ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, экспертиза фактически равнозначна проверке товара, результата работ, услуг во время их приемки, проведение которой предусмотрено гражданским законодательством (ст. 474, п.п. 2, 3 ст. 513, п.п. 1-3 ст. 720, ст. 783 ГК РФ). Вопрос же о необходимых в ходе экспертизы действиях, по нашему мнению, и не может быть урегулирован законом, поскольку необходимость тех или иных действий, процедур определяется как спецификой поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, все многообразие которых заведомо невозможно определить и описать, так и характером потребностей самого заказчика.
Согласно той же ч. 3 ст. 94 Закона N 44-ФЗ экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с этим Законом. При этом в ч. 1 ст. 41 Закона N 44-ФЗ указано, что заказчики привлекают экспертов, экспертные организации, то есть сторонних лиц, физических или юридических (далее - сторонние эксперты), в случаях, предусмотренных данным Законом (см. также п. 15 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).
Обязательность привлечения сторонних экспертов установлена ч. 4 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, согласно которой такое привлечение обязательно, если закупка осуществляется у единственного контрагента, за исключением случаев, указанных в этой части (вопрос о таких исключениях рассмотрен в отдельном материале). Иные случаи обязательного привлечения сторонних экспертов вправе определить Правительство РФ на основании ч. 4.1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ. За непривлечение сторонних экспертов в случаях, когда это обязательно, ч. 8 ст. 7.32 КоАП РФ установлена административная ответственность.
Во всех остальных случаях заказчик вправе проводить экспертизу силами своих сотрудников (см. также пп. 6.4 письма Минфина России и Минстроя России от 17.12.2014 NN 02-02-05/65137, 26484-ЮР/08, письмо Минэкономразвития России от 22.01.2015 N Д28и-97). При этом каких-либо специальных требований к сотрудникам заказчика, осуществляющим экспертизу, закон не предусматривает (см. также, например, письмо Минэкономразвития России от 11.04.2014 N Д28и-477). Также закон не требует образования для этого каких-либо структурных подразделений или рабочих органов (например, "экспертной комиссии").
Для приемки исполнения по контракту, отдельному этапу исполнения контракта согласно ч. 6 ст. 94 Закона N 44-ФЗ по решению заказчика может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из 5 человек. Обратим внимание, что формирование приемочной комиссии является именно правом, а не обязанностью заказчика.
При этом закон не устанавливает никаких требований к лицам, включаемым в приемочную комиссию (см. также, например, письмо Минэкономразвития России от 27.06.2014 N Д28и-1258). Представляется очевидным, что целесообразно формировать приемочную комиссию из лиц, имеющих специальные познания в области приобретаемых товаров, работ, услуг и (или) в области организации закупок, однако это не является обязательным в силу закона. Равным образом закон не устанавливает никаких ограничений на совмещение приемочной комиссией или отдельными ее членами иных функций в рамках закупочной деятельности заказчика.
С учетом того, что, как уже говорилось выше, проведение экспертизы трудно отделить от приемки, представляется очевидным, что приемочная комиссия вправе осуществлять и экспертизу предлагаемых к приемке товаров, работ, услуг, когда такая экспертиза осуществляется силами самого заказчика, без привлечения сторонних экспертов.
Приемка исполнения по контракту, отдельному этапу исполнения контракта согласно ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии - подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо заказчиком в те же сроки направляется контрагенту в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.
За несоставление документов о приемке исполнения по контракту или отдельных этапов исполнения контракта, как и за ненаправление мотивированного отказа от подписания таких документов в случае отказа от их подписания ч. 9 ст. 7.32 КоАП РФ установлена административная ответственность. Кроме того, ч. 10 ст. 7.32 КоАП РФ административная ответственность предусмотрена за приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельного этапа исполнения контракта в случае несоответствия этих товара, работы, услуги либо результатов выполненных работ условиям контракта, если выявленное несоответствие не устранено контрагентом и привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
В случае привлечения к экспертизе сторонних экспертов результаты экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации (ч. 5 ст. 94 Закона N 44-ФЗ). При этом при принятии решения о приемке или об отказе в приемке исполнения по контракту приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам экспертизы предложения сторонних экспертов (ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).
Указаний об оформлении результатов экспертизы, проводимой силами самого заказчика, закон не дает. В связи с этим заметим, что ч. 10 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, указывает, что к предусмотренному ч. 9 ст. 94 Закона N 44-ФЗ отчету о результатах исполнения контракта, отдельного этапа исполнения контракта (за исключением контракта, заключенного в соответствии с пп. 4, 5, 23, 42, 44 или 46 ч. 1 ст. 93 этого Закона, при исполнении которого отчет не составляется) (подробнее о данном отчете говорится в отдельном материале), заключение о результатах экспертизы прилагается только в случае привлечения к экспертизе сторонних экспертов. В том же случае, когда заказчик осуществляет экспертизу своими силами, по неоднократно высказанному мнению Минэкономразвития России (см. письма от 09.02.2015 N Д28и-130, от 29.01.2015 N Д28и-188, от 12.07.2016 N Д28и-1778), документом, подтверждающим проведение экспертизы, является непосредственно оформленный и подписанный заказчиком документ о приемке. По нашему мнению, это вполне соответствует логике хозяйственной деятельности.
Из ч.ч. 1, 6, 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ следует, что заказчик обязан проводить экспертизу как результатов исполнения контракта, так и результатов отдельных этапов исполнения контракта. К сожалению, Закон N 44-ФЗ не содержит определения понятия "этап исполнения контракта". Более того, не содержат определения этого понятия и иные нормативные акты. Гражданский кодекс РФ, на положениях которого в том числе основан Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), предусматривает выделение только этапов работ в договоре подряда (п. 1 ст. 708, п. 1 ст. 753 ГК РФ). Соответственно, не до конца ясно, что имеется в виду под "этапом исполнения контракта" в Законе N 44-ФЗ в иных случаях. Подробнее данный вопрос рассмотрен в отдельном материале.
Закон N 44-ФЗ не дает каких-либо указаний о форме документа о приемке исполнения по контракту, заключения по результатам экспертизы такого исполнения. Соответственно, они могут готовиться в свободной форме. В качестве документа о приемке исполнения по контракту может выступать, например, накладная, акт приемки-передачи товара, акт выполненных работ (оказанных услуг) (см. также письма Минэкономразвития России от 31.12.2014 N Д28и-2904, от 09.12.2014 N Д28и-2709). При этом, поскольку, как было сказано выше, экспертиза фактически является частью процедуры приемки исполнения по контракту, для оформления экспертизы приемки товаров будет достаточно подписания документа о приемке ответственным за экспертизу товара должностным лицом (работником) (см. также ответ на вопрос 78 приложения к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889).
Отметим, что Закон N 44-ФЗ не содержит требований, чтобы контракт был исполнен в полном объеме в любом случае, независимо ни от каких объективных обстоятельств. Контракт может быть исполнен не полностью, а в объеме фактически сложившейся потребности заказчика. Подробнее данный вопрос рассмотрен в отдельном материале.
Тема
Контракт по Закону N 44-ФЗ, его форма, условия, исполнение, расторжение
См. также
Отчет об исполнении контракта, отдельного этапа контракта по Закону N 44-ФЗ
Приемка этапов исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ
Возможность исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ не в полном объеме
Эксперты и экспертные организации, привлекаемые при закупках по Закону N 44-ФЗ
Исполнение контракта. Подборка документов
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах