Форма контракта по Закону N 44-ФЗ: общее правило
Закон N 44-ФЗ требования к форме заключаемых в соответствии с ним контрактов напрямую не содержит. Поэтому следует обратиться к нормам Гражданского кодекса РФ, на которых, в том числе, основан этот Закон (ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ), и которые применяются, если иное не установлено нормами Закона N 44-ФЗ (см. также ответ на вопрос N 81 приложения к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889).
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ по общему правилу сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения. Законодательством нотариального удостоверения контрактов как вида сделок не предусмотрено (равно как и требований о государственной регистрации - ст. 164 ГК РФ). И поскольку заказчик по Закону N 44-ФЗ всегда является юридическим лицом либо государственным или муниципальным органом, к деятельности которого в рамках гражданско-правовых отношений применяются нормы о юридических лицах (п.п. 5-7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ, ст. 124 ГК РФ), контракт по общему правилу необходимо заключать в простой письменной форме. Системный анализ норм Закона N 44-ФЗ позволяет уточнить, что контракт должен быть заключен, как правило, в виде подписания одного документа на бумажном носителе.
Следует иметь в виду, что в рамках гражданского права термин "договор" употребляется в двух значениях.
Во-первых, договор - это сделка, выражающая согласованную волю двух или нескольких лиц, действия, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, то есть обязательств (ст.ст. 153, 154, 420 ГК РФ).
Во-вторых, договор - это один, единый письменный документ, в котором отражены условия вышеуказанных обязательств.
Вместе с тем подписание одного документа - не единственный вариант заключения договора (сделки). Договор, согласно п. 2 ст. 432 ГК РФ, заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной. То есть подписание одного документа (договора) - это направление такого документа одной стороной (оферта) и его подписание другой (акцепт). Но договор в письменной форме может быть заключен также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (п. 2 ст. 434 ГК РФ). Кроме того, совершение лицом, получившим оферту, действий по выполнению указанных в ней условий договора ("конклюдентных действий" - отгрузки товаров, предоставления услуг, выполнения работ, уплаты соответствующей суммы и т.п.) также считается заключением договора в письменной форме (п. 3 ст. 434, п. 3 ст. 438 ГК РФ). То есть направление, например, "счета на оплату" (данный документ законом не предусмотрен), содержащего все существенные условия договора (п. 1 ст. 432, п. 1 ст. 435 ГК РФ), следует считать офертой, оплату по нему - акцептом, а совокупность этих действий - заключением договора в письменной форме.
Однако следует также учитывать, что согласно абзацу третьему п. 1 ст. 160 ГК РФ законом, иными правовыми актами и соглашением сторон могут устанавливаться дополнительные требования, которым должна соответствовать форма сделки (совершение на бланке определенной формы, скрепление печатью и т.п.), и предусматриваться последствия несоблюдения этих требований. Если такие последствия не предусмотрены, применяются последствия несоблюдения простой письменной формы сделки. В частности, согласно п. 4 ст. 434 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон, договор в письменной форме может быть заключен только путем составления одного документа, подписанного сторонами.
Из указаний ч.ч. 3, 5-7 ст. 54, ч.ч. 8, 11 ст. 78, ч. 17 ст. 83, ч. 2 ст. 85, ч. 3 ст. 56, ч. 3 ст. 57, ч. 8 ст. 90 и ч. 1 ст. 91 Закона N 44-ФЗ следует, что по итогам конкурсов, запроса котировок, запроса предложений, закрытого аукциона контракт заключается путем подписания одного письменного документа.
Более того, из ст.ст. 528, 765 ГК РФ следует, что, в частности, государственные и муниципальные контракты на поставку товаров и выполнение подрядных работ также должны заключаться в простой письменной форме, причем в виде одного документа. Данные нормы, на наш взгляд, должны применяться и при закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - контрагент) государственными и муниципальными заказчиками. Эти требования могут быть применены и к подписанию контрактов, относящихся к иным видам гражданско-правовых договоров, на основании аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ). Такая возможность подкрепляется тем, что ст. 765 ГК РФ о заключении контрактов на выполнение подрядных работ просто ссылается на ст. 528 ГК РФ относительно порядка заключения контрактов на поставку, что можно трактовать как подтверждение того, что ст. 528 ГК РФ фактически установлено общее правило.
Кроме того, о контрактах в целом, включая контракты бюджетных учреждений, составленных в виде одного документа, речь идет в правовых актах, устанавливающих правила учета бюджетных средств, а также правила санкционирования оплаты денежных обязательств получателей бюджетных средств и отдельных денежных обязательств бюджетных и автономных учреждений*(1).
По итогам же электронного аукциона контракт, как следует из ч.ч. 2-8 ст. 70 Закона N 44-ФЗ, заключается путем обмена документами посредством электронной связи. Причем при этом также формируется один документ, хотя и в электронном виде, но имеющий ту же силу, что и документ на бумажном носителе (см. письмо Федерального казначейства от 09.04.2014 N 42-3.3-08/22). Напомним, что в соответствии с п. 2 ст. 434 ГК РФ это также считается простой письменной формой договора. Отсюда можно сделать вывод, что представление сопутствующих документов, например, документов, подтверждающих внесение обеспечения исполнения контракта, может осуществляться и на бумажном носителе (аналогичные разъяснения даны в письме Минэкономразвития России от 10.12.2014 N Д28и-2793). Также на бумажном носителе могут быть подписаны соглашения об изменении контракта, в тех случаях, когда закон допускает такое изменение, и о расторжении контракта, заключенного по итогам электронного аукциона. Это не будет нарушением требования п. 1 ст. 452 ГК РФ о совершении таких соглашений в той же форме, что и сам договор (контракт), поскольку, как следует из сказанного выше, речь в любом случае идет о простой письменной форме.
Исключение из вышеописанного общего правила предусмотрено ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ. Согласно ей контракты с единственным контрагентом на основании п.п. 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45, 46, 51 и 52 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ могут быть заключены в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом РФ для совершения сделок. Подробнее данное исключение рассмотрено в отдельном материале.
Безусловно, в тех случаях, когда законодательство предусматривает для договоров того вида, к которым относится заключаемый контракт, нотариальное удостоверение (например, договор ренты (ст. 584 ГК РФ)) или государственную регистрацию (например, договор аренды недвижимого имущества или предприятия (п. 2 ст. 609, п. 2 ст. 651, п. 2 ст. 658 ГК РФ) эти требования применяются к такому контракту.
______________________________
*(1) Смотрите, например:
- п. 10 Порядка учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденного приказом Минфина России от 30.12.2015 N 221н;
- пп. 14 п. 4 Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 ноября 2016 г. N 213н;
- п. 19 Порядка санкционирования расходов федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 16.07.2010 N 72н.
Аналогичные документы в установленном порядке принимаются на уровне каждого публично-правового образования.
Тема
Контракт по Закону N 44-ФЗ, его форма, условия, исполнение, расторжение
См. также
Форма гражданско-правового договора
Форма контракта по Закону N 44-ФЗ: исключения из правила
Обязательные (существенные) условия контракта по Закону N 44-ФЗ
Сфера действия Закона N 44-ФЗ: общее правило
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах