Форма контракта по Закону N 44-ФЗ: исключения из правила
Закон N 44-ФЗ требования к форме заключаемых в соответствии с ним контрактов напрямую не содержит. Поэтому следует обратиться к нормам Гражданского кодекса РФ, которые применяются к контрактам, если иное не установлено нормами Закона N 44-ФЗ (см. ответ на вопрос N 81 приложения к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889).
В силу пп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ по общему правилу сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться в простой письменной форме. Кроме того, согласно абзацу третьему п. 1 ст. 160 ГК РФ законом могут устанавливаться дополнительные требования к форме сделки. Из указаний ч.ч. 3, 5-7 ст. 54, ч.ч. 8, 11 ст. 78, ч. 17 ст. 83, ч. 2 ст. 85, ч. 3 ст. 56, ч. 3 ст. 57, ч. 8 ст. 90 и ч. 1 ст. 91 Закона N 44-ФЗ следует, что по итогам большинства конкурентных способов контракт заключается путем подписания одного письменного документа (по итогам электронного аукциона - путем обмена документами посредством электронной связи). Из ст.ст. 528, 765 ГК РФ следует, что то же предполагается и в отношении государственных и муниципальных контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - контрагент) на поставку товаров и выполнение подрядных работ. О составленных в виде одного документа контрактах в целом, включая контракты бюджетных учреждений, в том числе контракты с единственным контрагентом, говорится в правовых актах, устанавливающих правила учета бюджетных средств, а также правила санкционирования оплаты денежных обязательств получателей бюджетных средств и отдельных денежных обязательств бюджетных и автономных учреждений*(1). Как можно понять из п.п. 7 и 10 Порядка учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденного приказом Минфина России от 30.12.2015 N 221н, по мнению сотрудников этого министерства, обязательность заключения договора в виде одного документа вытекает из требования п. 9 ч. 2 ст. 103 Закона N 44-ФЗ о передаче в реестр контрактов, заключенных заказчиками, копии заключенного контракта.
Исключение из вышеописанного общего правила предусмотрено ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ. Согласно ей контракты с единственным контрагентом на основании п.п. 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45, 46, 51 и 52 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ могут быть заключены в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом РФ для совершения сделок. При этом требования ч.ч. 4 - 9, 11 - 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ о включении в контракт ряда обязательных условий к таким контрактам заказчиком могут не применяться.
Заметим, что ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в любом случае говорит о заключении контрактов в формах, предусмотренных Гражданским кодексом РФ для совершения сделок, то есть фактически о применении общих норм о форме договора (контракта), а не специальных. Гражданский кодекс РФ непосредственно предусматривает исключение из общего правила о совершении сделок юридических лиц в простой письменной форме для сделок, которые в соответствии со ст. 159 ГК РФ могут быть заключены в устной форме (п. 2 ст. 161 ГК РФ). В соответствии же с п. 1 ст. 159 ГК РФ может быть совершена устно сделка, для которой законом или соглашением сторон не установлена письменная (простая или нотариальная) форма. А в силу специального указания п. 2 ст. 159 ГК РФ если иное не установлено соглашением сторон, могут совершаться устно все сделки, исполняемые при самом их совершении, за исключением сделок, для которых установлена нотариальная форма, и сделок, несоблюдение простой письменной формы которых влечет их недействительность.
В этой связи следует заметить, что некоторые из перечисленных в ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ пунктов ч. 1 ст. 93 этого Закона допускают заключение, помимо прочего, контрактов, которые исполняются одновременно с их заключением или непосредственно после него. Например, на основании п.п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ могут заключаться контракты, относящиеся не к договорам поставки, а к договорам розничной купли-продажи (покупка товара в магазине), которые определенно заключаются в устной форме, с получением чека об оплате, который только подтверждает факт заключения договора (ст. 493 ГК РФ). Соответственно, поскольку для данных случаев Закон N 44-ФЗ определенно не требует соблюдения письменной формы, контракты могут быть заключены и в устной форме. Аналогичные разъяснения неоднократно давались и регулирующими органами (письмо Минэкономразвития России и Минфина России от 05.08.2014 NN 18505-ЕЕ/Д28и/02-02-04/39043, п. 1 письма Минэкономразвития России от 31.12.2014 N Д28и-2904, ответ по вопросу 1 письма Минэкономразвития России от 26.02.2015 N Д28и-394, ответ на вопрос 30 приложения к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889). По нашему мнению, это относится и к иным аналогичным закупкам, например, услуг на посещение зоопарка (п. 15 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ) и связанных с направлением работника в командировку (п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
Кроме того, по нашему мнению, представляется очевидным, что ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, отменяя, как уже говорилось выше, действие специальных норм по отношению к форме указанных в ней контрактов в пользу общих, тем самым отменяет и дополнительные требования специальных норм к этой форме (в виде одного документа). Договор в письменной форме может быть заключен также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (п. 2 ст. 434 ГК РФ). Кроме того, совершение лицом, получившим оферту, действий по выполнению указанных в ней условий договора ("конклюдентных действий" - отгрузки товаров, предоставления услуг, выполнения работ, уплаты соответствующей суммы и т.п.) также считается заключением договора в письменной форме (п. 3 ст. 434, п. 3 ст. 438 ГК РФ). То есть направление, например, "счета на оплату" (данный документ законом не предусмотрен), содержащего все существенные условия договора (п. 1 ст. 432, п. 1 ст. 435 ГК РФ), следует считать офертой, оплату по нему - акцептом, а совокупность этих действий - заключением договора в письменной форме.
Соответственно, исходя из вышеописанной точки зрения, контракт во всех указанных в ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ случаях может быть заключен в письменной форме не только путем подписания одного документа, но и путем обмена документами (письмами) или совершения конклюдентных действий (оплата по счету и т.п.) в соответствии с п. 2 ст. 434, п. 3 ст. 438 ГК РФ.
Тем не менее, остается неясной возможность практической реализации права заключения контракта в письменной форме, но не в виде одного документа, или в устной форме с учетом вышеупомянутого мнения регулирующих органов о необходимости составления одного документа во всех случаях, когда копия контракта должна быть передана в реестр контрактов, заключенных заказчиками. Исключение из этой обязанности для контрактов, перечисленных в ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, установлено только для случаев закупки у единственного контрагента на основании п.п. 4, 5, 23, 44, 45, п. 46 (в части контрактов, заключаемых с физическими лицами) и п. 52 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 103 Закона N 44-ФЗ). Заметим, что напрямую из п. 9 ч. 2 ст. 103 Закона N 44-ФЗ не следует, что под "копией контракта" понимается именно копия одного документа, однако исходя из толкования этого указания в правоприменительной практике, заказчик может столкнуться с отказом контролирующих органов в санкционировании оплаты по такому контракту, заключенному на основании иных, помимо указанных выше пунктов ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ или предъявлением претензий в связи с ненадлежащей передачей информации в реестр контрактов. К сожалению, официальных разъяснений или правоприменительной практики по данному вопросу нам обнаружить не удалось.
______________________________
*(1) Смотрите, например:
- пп. 14 п. 4 Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.11.2016 N 213н;
- п. 19 Порядка санкционирования расходов федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 16.07.2010 N 72н.
Аналогичные документы в установленном порядке принимаются на уровне каждого публично-правового образования.
Тема
Форма контракта по Закону N 44-ФЗ: общее правило
См. также
Форма гражданско-правового договора
Обязательные (существенные) условия контракта по Закону N 44-ФЗ
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах