Цена контракта по Закону N 44-ФЗ: случаи, когда цена контракта не является твердой
В соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством РФ, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке (далее - документация).
В настоящее время постановлением Правительства РФ от 13.01.2014 N 19 (далее - Постановление N 19) установлены следующие случаи, когда в документации, а значит, и в контракте (см. также письмо Минэкономразвития России от 10.02.2015 N Д28и-135) указываются формула цены и максимальное значение цены контракта. К таким случаям относятся:
- заключение контракта на предоставление услуг обязательного страхования, предусмотренного федеральным законом о соответствующем виде обязательного страхования*(1);
- заключение контракта на предоставление агентских услуг при условии установления в контракте зависимости размера вознаграждения агента от результата исполнения поручения принципала;
- заключение контракта на предоставление услуг по оценке недвижимого имущества при условии установления в контракте пропорционального отношения размера вознаграждения оценщика к оценочной стоимости подлежащего оценке имущества;
- заключение контракта на оказание услуг по предоставлению кредита субъектам РФ и (или) муниципальным образованиям при условии установления в контракте процентной ставки, рассчитываемой как сумма ключевой ставки ЦБ РФ и надбавки, определяемой указанным контрактом;
- заключение контракта, предметом которого является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, в порядке и на основаниях, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 12.05.2017 N 563;
- заключение контракта на поставку топлива моторного, включая автомобильный и авиационный бензин. На наш взгляд, речь идет о закупках, которые соответствуют коду 19.20.21 ОКПД 2.
По мнению Минэкономразвития России, изложенному в письме от 10.08.2015 N Д28и-2386, применение норм Постановления N 19 возможно только в случае, если заказчик осуществляет процедуру определения контрагента, предполагающую составление документации. Следовательно, Постановление N 19 не нужно применять при запросе котировок и закупках у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя (далее - контрагент).
Однако правоприменительная практика показывает, что территориальные органы ФАС применяют Постановление N 19 к запросу котировок (см., например, решение УФАС по Челябинской области от 22.04.2015 N 210-ж/2015, решение УФАС по Нижегородской области от 29.02.2016, решение УФАС по Пермскому краю от 07.03.2018).
Следует отметить, что Законом N 44-ФЗ установлено еще одно исключение, хотя оно и не упоминается в ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ. Пункт 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, определяющий содержание извещения об осуществлении закупки (далее - извещение), а в силу ч. 1 ст. 50, ч. 5 ст. 56, ч. 3 ст. 57, ч. 1 ст. 64, п. 1 ч. 6 ст. 83, ч. 2 ст. 85, ч. 1 ст. 87 Закона N 44-ФЗ - частично и документации, содержит требование о включении туда краткого изложения условий контракта. В частности, п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ устанавливает специальное правило для случаев, когда при заключении ряда категорий контрактов на выполнение работ и оказание услуг объем подлежащих выполнению работ, подлежащих выполнению услуг невозможно определить.
Такая возможность признается для:
- работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования,
- услуг связи,
- юридических услуг,
- медицинских услуг,
- образовательных услуг,
- услуг общественного питания,
- услуг переводчика,
- услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа,
- гостиничных услуг,
- услуг по проведению оценки.
При заключении контрактов на закупку таких работ, услуг п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ допускает указание в извещении и документации цены запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цены единицы работы или услуги и установление условия, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении и документации. В отношении заключения таких контрактов по итогам электронного аукциона ч. 5 ст. 68 Закона N 44-ФЗ указывает, что такой аукцион проводится путем снижения указанных общей начальной (максимальной) цены и начальной (максимальной) цены единицы товара, работы или услуги.
Иными словами, в данном случае цена контракта определяется фактическим исполнением контракта, то есть является ориентировочной по определению.
По нашему мнению, системный анализ ч. 2 ст. 34, п. 2 42 Закона N 44-ФЗ показывает, что случаи, когда цена контракта может быть ориентировочной, указаны в них именно как исключение, а потому расширительному толкованию эти нормы не подлежат. Во всех остальных случаях контракты должны заключаться по твердой цене. Соответственно, при заключении контрактов, в которых количество товаров, объем работ или услуг точно определить не представляется возможным, но которые не подпадают под предусмотренные законом исключения, заказчик может только исходить из того, что контракт может быть исполнен не полностью, а в объеме фактически сложившейся потребности. Подробно об этом смотрите в отдельном материале.
При этом на практике могут быть выявлены и другие случаи, когда объем работ, услуг по контракту невозможно определить заранее, например, услуги по уборке городских территорий или иные.
Кроме того, следует заметить, что согласно п. 1 ст. 541 ГК РФ количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении. А в соответствии с п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Данные правила применяются к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть электрической энергией, тепловой энергией, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (п. 4 ст. 539 п. 1 ст. 548 ГК РФ), а газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами - также если иное не вытекает из существа таких отношений (п. 2 ст. 548 ГК РФ). То есть эти договоры тоже можно отнести к таким, точное количество товара по которым заранее определить невозможно. Однако применительно к контрактам соответствующего вида Закон N 44-ФЗ, устанавливая, что они заключаются с единственным контрагентом на основании специально предусмотренных п.п. 1, 8, 23, 29 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, не предусматривает исключения из общего правила об определении твердой цены контракта. Причем п. 5 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ специально предусмотрена возможность изменения цены такого контракта, но только в случае изменения тарифов (см. также письмо Минэкономразвития России от 04.02.2015 N Д28и-150). Прочие основания изменения цены, не предусматривающие издания специального нормативного акта, подразумевают такую возможность только для контрактов, заключенных по итогам торгов или запросов предложений. Иными словами, возможности изменения объема поставляемой энергии и соответствующего изменения цены контракта на энергоснабжение не предусмотрена.
______________________________
*(1) Строго говоря, с точки зрения гражданского законодательства договор страхования не относится к договорам оказания услуг (см. п. 2 ст. 779 ГК РФ). Однако на практике к "услугам" часто относят любые договоры, в ходе которых не предоставляется исполнение вещами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на ноябрь 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой