Включение в контракт по Закону N 44-ФЗ условия о начислении неустойки
Согласно ч. 4 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - контрагент) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Это условие должно соответствовать ч.ч. 5, 6, 7 - 9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ. Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила), утверждены на основании ч.ч. 5, 7, 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063.
По мнению ФАС России, изложенному в письме от 21.10.2014 N АЦ/42516/14, условия об ответственности сторон контракта должны быть включены уже в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о его проведении, причем сформулированы в виде, приведенном в Типовых положениях, включаемых в проект контракта документации о закупке в целях установления размера неустойки (штрафа, пени), а также условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу в случае заключения с ним контракта, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта (далее - Типовые положения), которые являются приложением к названному письму. Как следует из письма, такая позиция ведомства основана на том, что положениями Закона N 44-ФЗ не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок. При этом включение в проект контракта ссылки на Правила вместо установления размеров штрафа, пени в соответствии с Типовыми положениями не является надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки.
Позиция, что в проекте контракта должны быть указаны размер пени, начисляемой в случае ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств, в виде порядка и формул расчета размера пени, изложена и в письмах Минэкономразвития России (см., например, письма от 31.12.2014 N Д28И-2915, от 31.12.2014 N Д28И-2914, от 30.10.2014 N Д28и-2227, от 08.10.2014 N Д28и-2129, от 17.09.2014 N Д28и-1888).
Судебная практика также поддерживает ФАС России в вопросе о необходимости включения конкретных условий об ответственности сторон контракта в проект контракта и признает правомерным привлечение заказчиков, не включивших такие условия, к административной ответственности по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ (см., например, постановления Первого ААС от 14.04.2015 N 01АП-190/15, Семнадцатого ААС от 28.11.2014 N 17АП-14004/14, Девятого ААС от 23.04.2015 N 09АП-12749/15, Пятого ААС от 13.04.2015 N 05АП-2138/15).
Следует учитывать, что в силу ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ требования ч.ч. 4 - 9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ могут не применяться при заключении контракта в случаях, предусмотренных п.п. 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45, 46 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Соответственно, в этих случаях контракт может не включать условие об ответственности его сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту (см. также письмо ФАС России от 07.07.2014 N АЦ/27093/14). Однако это является исключением, а потому соответствующее условие может не включаться только в контракты с единственным контрагентом, заключаемые на основании указанных в ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ норм. Отметим, что и в этих случаях невключение в контракт таких условий является правом, а не обязанностью заказчика. Иными словами, даже в перечисленных в ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ случаях заказчик вправе включить в контракт предусмотренные ч.ч. 4 - 9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ условия об ответственности его сторон.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах