Приемка этапов исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ
В соответствии со ст. 94 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан осуществлять:
- приемку и экспертизу поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги;
- приемку и экспертизу отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (отдельных этапов исполнения контракта).
Результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге, согласно ч.ч. 9, 10 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе (далее - ЕИС). Данный отчет должен содержать в том числе информацию об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта, к нему прилагаются заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги и документ о приемке таких результатов либо иной определенный законодательством РФ документ.
К сожалению, Закон N 44-ФЗ не содержит определения понятия "этап исполнения контракта". Более того, не содержат определения этого понятия и иные нормативные акты. Гражданский кодекс РФ, на положениях которого в том числе основан Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), предусматривает выделение только этапов работ в договоре подряда (п. 1 ст. 708, п. 1 ст. 753 ГК РФ). Соответственно, не до конца ясно, что имеется в виду под "этапом исполнения контракта" в Законе N 44-ФЗ в иных случаях.
На практике, полагаем, необходимо исходить из разъяснений, данных в п. 18 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51 именно по этапам работ по договору строительного подряда в связи с вопросом о переходе рисков случайной гибели или случайного повреждения результатов выполненных работ. Из данных разъяснений следует, что приемка результатов отдельных работ, то есть не результатов всех работ по договору в целом, может рассматриваться как приемка этапов, только если такие этапы предусмотрены договором. Приемка результатов отдельных работ, работ за отдельный период для проведения расчетов не является приемкой результатов отдельных этапов работ, с которыми закон связывает переход риска гибели таких результатов на заказчика. Полагаем, что эта логика может быть применена и в отношении других видов договоров.
Отсюда можно сделать вывод, что заказчик обязан осуществлять приемку этапов исполнения контракта и размещать в ЕИС соответствующий отчет только в том случае, если условиями самого контракта предусмотрено его исполнение по этапам.
Вместе с тем должны заметить, что согласно ряду разъяснений, которые неоднократно давались различными регулирующими органами, при осуществлении закупки услуг длящегося характера, оказываемых в течение года, необходимо проводить ежемесячную экспертизу оказанных услуг и составлять ежемесячно отчет, если условиями заключенного контракта этапы оказания услуг не предусматриваются, но приемка и оплата оказанных услуг производятся ежемесячно (см. письма Минэкономразвития России от 29.11.2013 N Д28И-2263, от 31.12.2014 N Д28И-2919, от 22.01.2015 N Д28и-118, п. 4 письма Минэкономразвития России от 04.08.2014 N Д28и-1590, письмо Федерального казначейства от 30.05.2014 N 42-5.7-09/5. Более того, из некоторых разъяснений можно сделать вывод, что любая частичная приемка товаров, работ, услуг по контракту, влекущая возникновение обязательства по их оплате, должна считаться исполнением этапа контракта (см., например, письмо Минфина России от 28.05.2014 N 02-02-07/25618).
Однако, на наш взгляд, хотя ежемесячное оформление соответствующих документов не может рассматриваться как нарушение, приведенный подход по изложенным выше соображениям не вполне соответствует смыслу положений Закона N 44-ФЗ и Гражданского кодекса РФ, а также правовой позиции Президиума ВАС РФ .
В связи с этим заметим, что одновременно существуют также разъяснения тех же регулирующих органов, в которых высказывается позиция, совпадающая с нашей. Так, в ответе на вопросы 24-25 приложения к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889 указано, что этапы поставки товара, выполнения работы, оказания услуги определяются только в том случае, если они прямо предусмотрены контрактом. Сам по себе факт ежедневной или иной оплаты контракта не свидетельствует о необходимости составления отчета и размещения его на официальном сайте. Аналогичные выводы можно сделать из письма Минфина России от 27.11.2014 N 02-02-04/60726.
Заметим, что, по нашему мнению, при анализе условий контракта этапы исполнения контракта действительно могут выделяться, и не именуясь таким образом. Однако, на наш взгляд, такое выделение должно быть объективно, исходить из определения отдельных обязательств или комплексов обязательств, неисполнение которых может повлечь определенные юридические последствия. В частности, под "этапами исполнения контракта" также могут пониматься поставка отдельных партий товара в определенные периоды поставки (п. 1 ст. 508 ГК РФ), поскольку поставка каждой партии товара является отдельным обязательством. Также "этапами исполнения контракта" могут быть названы исполнения отдельных обязательств по контрактам, являющимися смешанными договорами (п. 3 ст. 421 ГК РФ). Например, по контракту поставки товара с монтажом и проведением пусконаладочных работ можно выделить этапы поставки товара, его монтажа и пусконаладки.
Следовательно, по договорам, по которым партии товара, этапы выполнения работ или оказания услуг выделить нельзя по объективным причинам, подписание промежуточных актов приемки может служить только для проведения расчетов и не является приемкой этапов исполнения контракта. Соответственно, нет необходимости проводить и экспертизу, равно как и отражать сведения об исполнении этапов в отчете об исполнении контракта. Сказанное в полной мере распространяется на любые контракты, заключенные в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на ноябрь 2020 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой