Изменение контракта по Закону N 44-ФЗ
Согласно ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 34 и 95 Закона N 44-ФЗ.
Сама ст. 34 Закона N 44-ФЗ предусматривает только один случай, когда возможно изменить условия контракта, - на основании ч. 18 этой статьи по соглашению сторон контракта при его заключении можно увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, и начальной (максимальной) ценой контракта. Более подробно данная возможность рассматривается в отдельном материале.
Исчерпывающий перечень случаев, когда условия контракта можно изменить при его исполнении (то есть уже после его подписания), содержится в ч.ч. 1, 1.1 и 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
В свою очередь ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ говорит о том, что она регулирует изменение только существенных условий контракта. Правда, п.п. 2-4 этой части допускают изменение фактически любых условий контракта, но только на основании решения Правительства РФ, высшего органа государственной власти субъекта РФ или местной администрации. Прочие пункты ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ устанавливают возможность изменения только отдельных, поименованных в них условий (количества товаров, объема работ или услуг, цены контракта, его срока).
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ изменение условий контракта по соглашению его сторон возможно:
- если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом (в случае осуществления закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя (далее также контрагент) - при снижении цены контракта без изменения количества товара, объема работы или услуги,предусмотренных контрактом, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта (пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ);
- если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом (в случае осуществления закупки у единственного контрагента - контрактом) и по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10% или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на 10%. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства РФ цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на 10% цены контракта (пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Более подробно данная возможность рассмотрена в отдельном материале;
- если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем 3 года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства РФ (п. 2 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ) (п. 2 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). В настоящее время указанный размер цены контракта установлен постановлением Правительства РФ от 19.12.2013 N 1186 (далее - Постановление) и составляет 10 млрд. рублей, за исключением контракта, включающего выполнение работ по проведению клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения, для которого установлен размер в 40 млн. рублей;
- если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта РФ на срок не менее чем 3 года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (п. 3 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). В настоящее время такой размер установлен вышеупомянутым Постановлением и составляет 1 млрд. рублей;
- если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее 1 года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации (п. 4 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). В настоящее время такой размер установлен вышеупомянутым Постановлением и составляет 500 млн. рублей;
- в случаях изменения регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги в соответствии с законодательством РФ (п. 5 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ);
- в случаях, предусмотренных п. 6 ст. 161 БК РФ, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом (п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ);
- в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории РФ цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина РФ, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией (п. 7 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Кроме того, в силу ч. 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ при исполнении контракта по согласованию заказчика с контрагентом допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 6 ст. 14 Закона N 44-ФЗ, устанавливающими запрет, ограничения или особые условия допуска товаров, работ, услуг, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок). Эти изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.
В качестве специального временного правила, установленного ч. 1.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, в 2015 и 2016 годах допускалось по соглашению сторон контрактов, срок исполнения которых завершался в 2015 и 2016 годах (включая заключенные до 1 января 2014 года), в порядке, установленном Правительством РФ, изменение ряда условий контракта.
Подробнее данный вопрос рассмотрен в отдельных материалах.
В любых других случаях изменение контракта, исходя из указания ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, неправомерно, независимо от того, относятся ли такие условия к существенным или нет (см., например, постановление Семнадцатого ААС от 27.11.2014 N 17АП-13706/14). Это может представляться нелогичным, но именно такой вывод следует из буквального прочтения закона.
Изменение условий контракта в случаях, не предусмотренных Законом N 44-ФЗ, влечет административную ответственность, предусмотренную ч.ч. 4 и 5 ст. 7.32 КоАП РФ (см., например, постановление Семнадцатого ААС от 14.05.2015 N 17АП-3988/15).
Информация об изменении контракта в соответствии со ст. 95 Закона N 44-ФЗ, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, размещается заказчиком в единой информационной системе в течение 1 рабочего дня, следующего за датой изменения контракта (ч. 26 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Кроме того, информация об изменении контракта с указанием его условий, которые были изменены, в течение 3 рабочих дней с даты внесения таких изменений должна быть внесена заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком (п. 8 ч. 2, ч.ч. 3 и 7 ст. 103 Закона N 44-ФЗ)*(1).
По мнению представителей Минэкономразвития России, при невозможности как продолжения исполнения контракта в первоначальном виде, так и изменения его, контракт может быть расторгнут по соглашению сторон после чего заказчик вправе осуществить новую закупку (см., например, письма от 29.01.2015 N Д28и-186, от 31.12.2014 N Д28И-2895, от 31.12.2014 N Д28И-2852, от 18.12.2014 N Д28И-2834, от 16.12.2014 N Д28И-2749). Такой же позиции придерживаются и представители Федерального казначейства, основываясь на решениях ФАС России (см. п. 8 письма от 19.05.2015 N 07-04-05/09-319).
______________________________
*(1) В реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с п.п. 4, 5, 23, 42, 44, 45, п. 46 (в части контрактов, заключаемых с физическими лицами) ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 103 Закона N 44-ФЗ).
Тема
Контракт по Закону N 44-ФЗ, его форма, условия, исполнение, расторжение
См. также
Изменение контракта по Закону N 44-ФЗ при замене товаров, работ, услуг на лучшие
Изменение условий контракта по Закону N 44-ФЗ при уменьшении лимитов бюджетных обязательств
Изменение, расторжение контракта. Подборка документов
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах