Изменение условий контракта по Закону N 44-ФЗ при уменьшении лимитов бюджетных обязательств
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении допускается по соглашению сторон контракта в случаях, предусмотренных п. 6 ст. 161 БК РФ, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом.
Поскольку п. 6 ст. 161 БК РФ распространяется исключительно на казенные учреждения, то и п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ позволяет изменить условия контракта только казенным учреждениям. Иные заказчики не вправе использовать данную норму.
Вместе с тем следует учитывать, что согласно п.п. 1, 5 ст. 78.1 БК РФ в договоры бюджетных учреждений, подлежащие оплате за счет субсидий на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, включается - по смыслу данной нормы - обязательно - условие о возможности изменения по соглашению сторон размера и (или) сроков оплаты и (или) объема товаров, работ, услуг в случае уменьшения получателю бюджетных средств, предоставляющему субсидии, ранее доведенных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии. Подробнее этот вопрос рассмотрен в отдельном материале.
В случаях, предусмотренных п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, как указано в ч. 2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, сокращение количества товара, объема работы или услуги при уменьшении цены контракта осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной Правительством РФ. В настоящее время такая методика утверждена постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1090 (далее - Методика).
В силу п. 2 Методики государственный или муниципальный заказчик обеспечивает согласование существенных условий государственного (муниципального) контракта в части сокращения количества товаров, объемов работ или услуг в случае, если при сокращении лимитов бюджетных обязательств между сторонами государственного (муниципального) контракта не достигнуто соглашение о снижении его цены без сокращения количества товаров, объемов работ или услуг и (или) об изменении сроков исполнения государственного (муниципального) контракта.
В случае наступления обстоятельств, которые предусмотрены п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ и обусловливают невозможность исполнения государственным или муниципальным заказчиком бюджетных обязательств, вытекающих из контракта, заказчик исходит из необходимости исполнения в первоочередном порядке обязательств, вытекающих из контракта, предметом которого является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (в том числе продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), и (или) по которому поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства исполнены (ч. 4 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, п. 3 Методики).
Принятие государственным или муниципальным заказчиком решения об изменении контракта в связи с уменьшением лимитов бюджетных обязательств осуществляется исходя из соразмерности изменения цены контракта и количества товара, объема работы или услуги (см. также п.п. 4 - 7 Методики).
Рассматриваемое изменение возможно только в ходе исполнения контракта, то есть уже после его заключения (подписания сторонами), и только по соглашению сторон контракта. Соответственно, оформляется данное изменение путем подписания дополнительного соглашения к контракту (п. 1 ст. 452 ГК РФ).
В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком (п. 8 ч. 2, ч.ч. 3 и 7 ст. 103 Закона N 44-ФЗ), в течение 3 рабочих дней с даты внесения таких изменений*(1). Кроме того, информация об изменении контракта, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, размещается заказчиком в единой информационной системе в течение 1 рабочего дня, следующего за датой изменения контракта (ч. 26 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Отметим, что в абзаце втором п. 6 ст. 161 БК РФ указано, что при изменении контракта на основании этой нормы сторона контракта вправе потребовать от казенного учреждения возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменением условий контракта.
______________________________
*(1) В реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с п.п. 4, 5, 23, 42, 44, 45, п. 46 (в части контрактов, заключаемых с физическими лицами) и п. 52 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 103 Закона N 44-ФЗ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах