Форма договора по Закону N 223-ФЗ
Закон N 223-ФЗ не устанавливает напрямую требований к форме заключаемого в соответствии с ним договора. Отдельные указания, из которых такие требования вытекают, должны рассматриваться в контексте требований Гражданского кодекса РФ, нормы которого применяются к договорам, заключаемым в соответствии с Законом N 223-ФЗ, в силу ч. 1 ст. 2 этого Закона.
Общие нормы Гражданского кодекса РФ говорят, что сделки юридических лиц между собой и с гражданами, то есть договоры, должны совершаться в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения, и если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма (п.п. 1, 3 ст. 154, пп. 1 п. 1 ст. 161, п. 1 ст. 434 ГК РФ). Кроме того, законом, иными правовыми актами и соглашением сторон могут устанавливаться дополнительные требования, которым должна соответствовать форма сделки (совершение на бланке определенной формы, скрепление печатью и т.п.), и предусматриваться последствия несоблюдения этих требований. Если такие последствия не предусмотрены, применяются последствия несоблюдения простой письменной формы сделки, предусмотренные п. 1 ст. 162 ГК РФ (п. 1 ст. 160 ГК РФ).
Из указания ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, что к извещению о закупке, размещаемому в единой информационной системе (далее - ЕИС), должен прилагаться проект договора, являющийся неотъемлемой частью такого извещения и документации о закупке, можно сделать вывод, что Закон предполагает заключение договора в письменной форме именно в виде подписания одного документа, хотя это и не является единственным способом заключения договора в письменной форме (см. п.п. 2, 3 ст. 434 ГК РФ). Тот же вывод можно сделать из ч. 2 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ, устанавливающей обязательность передачи заказчиками документов и сведений в реестр договоров, заключенных заказчиками, и пп. "м" п. 2 Правил ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, утвержденных на основании ч. 1 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ постановлением Правительства РФ от 31.10.2014 N 1132. Это можно рассматривать как дополнительное требование к форме договора, предусмотренное п. 1 ст. 160 ГК РФ.
Вместе с тем, ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ предусматривает, что извещение о закупке и документация о закупке, а значит, и проект контракта, могут не размещаться в ЕИС, в случаях, предусмотренных в ч.ч. 15, 16 той же статьи. Причем договоры, сведения о которых не размещаются в ЕИС, не включаются в реестр контрактов, заключенных заказчиками, что следует из ч. 3 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ (см. также письмо Минфина России от 13.02.2015 N 02-02-09/6464). Представляется очевидным, что на такие договоры не распространяются и дополнительные требования к форме договоров, вытекающие из ч. 5 ст. 4, ч. 2 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ. Соответственно, такие договоры по общему правилу могут быть заключены любым способом, обеспечивающим соблюдение письменной формы согласно п.п. 2, 3 ст. 434, п. 3 ст. 438 ГК РФ: путем обмена письмами, телеграммами, телексами, телефаксами и иными документами, в том числе электронными документами, передаваемыми по каналам связи, позволяющими достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору, а также путем совершения по выполнению указанных в оферте (предложении заключить договор, ст. 435 ГК РФ) условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.). В связи с этим напомним, что договор считается заключенным только если между сторонами достигнуто соглашение по всем его существенным условиям (п. 1 ст. 432 ГК РФ).
К исключениям, предусмотренным ч.ч. 15 и 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, когда информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке и проект контракта, не размещается в ЕИС, относятся:
Во-первых, случаи, когда сведения о закупках не могут быть размещены в ЕИС, к которым относятся:
1) закупки, сведения об осуществлении которых, о заключении договоров в рамках которых составляют государственную тайну (ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ);
2) закупки товаров, работ, услуг, включенных Правительством РФ в перечни и (или) группы товаров, работ, услуг, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в ЕИС (п. 2 ч. 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).
3) конкретные закупки, сведения о которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в ЕИС (п. 1 ч. 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).
Во-вторых, случаи, когда заказчик вправе не размещать в ЕИС информацию о закупке. К таким случаям относится закупка товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тысяч рублей, а в случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 миллиардов рублей, - закупка товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 тысяч рублей. В этом случае вполне возможно заключение, помимо прочего, и таких договоров, которые исполняются одновременно с их заключением или непосредственно после него, например, договоров розничной купли-продажи (покупка товара в магазине), которые определенно заключаются в устной форме, с получением чека об оплате, который только подтверждает факт заключения договора (ст. 493 ГК РФ). В отношении таких договоров Гражданский кодекс РФ непосредственно предусматривает исключение из общего правила о письменной форме сделок юридических лиц, допуская их совершение в устной форме (ст. 159, п. 2 ст. 161 ГК РФ).
Безусловно, в тех случаях, когда законодательство предусматривает для договоров того вида, к которым относится договор, заключаемый в соответствии с Законом N 223-ФЗ, нотариальное удостоверение (например, договор ренты (ст. 584 ГК РФ)) или государственную регистрацию (например, договор аренды недвижимого имущества или предприятия (п. 2 ст. 609, п. 2 ст. 651, п. 2 ст. 658 ГК РФ)) эти требования применяются к такому договору.
Тема
Договор по Закону N 223-ФЗ, его форма, условия, изменение, расторжение
См. также
Форма гражданско-правового договора
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах