Определение некоторых обязательных условий договора по Закону N 223-ФЗ: цена, объем
Закон N 223-ФЗ неоднократно указывает на необходимость установления цены договора в целом (ч. 5, п. 5 ч. 9, п. 5 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). Также обратим внимание, что п. 7 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ требует включения в документацию о закупке порядка формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей), говоря именно о цене договора в целом. При этом не предусматривается каких-либо исключений, когда может устанавливаться цена не по договору в целом, а, например, за цену единицы товара, работы и услуги. С этим тесно связано и указание п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, что договор должен включать описание предмета договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг. Каких-либо исключений также не предусмотрено.
В связи с этим заметим, что Закон N 223-ФЗ не требует, чтобы цена договора и количество товара, объем работ или услуг по нему определялись твердыми и не запрещает определять цену единицы товара, работы, услуги. Соответственно, заказчик может руководствоваться принципом свободы договора, закрепленного в п. 2 ст. 1, п. 4 ст. 421 ГК РФ, согласно которому стороны договора свободны в определении любых условий договора, кроме противоречащих закону и кроме тех случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (см. также ст. 422 ГК РФ), с учетом существа способа закупки. Отсюда можно сделать вывод, что заказчик в любом случае обязан определить цену договора, количество товаров, объем работ или услуг, однако в ряде случае, в зависимости от своих потребностей, вправе указать, что данные цена и количество (объем) являются ориентировочными, а окончательные размеры цены и количества (объема определяются, например, по включенной в договор формуле или по фактическому исполнению. Возможность включения такого механизма в договор поставки прямо предусмотрена ст. 485 ГК РФ, также об определении цены договора подряда приблизительной сметой говорит п. 4 ст. 709 ГК РФ. Полагаем, что это вполне соответствует и указаниям п. 7 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ относительно определения порядка формирования цены, поскольку по контексту данной нормы, перечисление в ней факторов формирования цены не является исчерпывающим. Также, поскольку законом не предусмотрено иного, заказчик вправе указать в документации о закупке начальную (максимальную) цену единицы товара (работ, услуг) и установить, что заявка на участие в закупке должна содержать цену таких единиц, равно как и порядок определения окончательной цены единиц в договоре по результатам процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Заметим, что согласно п. 1 ст. 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Исходя из п. 2 ст. 3 ГК РФ имеются в виду федеральные законы, которые, однако, как видно из приведенной ранее нормы, могут предусматривать и установление (регулирование) цен органами государственной власти субъектов РФ и (или) органами местного самоуправления. В частности, регулирование цен предусмотрено Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" и другими федеральными законами. Во всех прочих случаях цены определяются соглашениям сторон, что при конкурентных закупках, как следует из сказанного выше, означает предложение участника закупки, с которым заключается договор.
Заметим, что по договору строительного подряда цена должна определяться сметой (п. 1 ст. 743 ГК РФ). Соответственно, при заключении такого договора по итогам закупки, к нему также должна прилагаться смета. При этом представляется очевидным, что при проведении закупки конкурентным способом цена договора должна определяться сметой, представляемой подрядчиком, который единственный может знать все нюансы формирования цены, предложенной им в заявке на участие в закупке. Безусловно, в таком случае смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком, как это и указано в п. 3 ст. 709 ГК РФ. Следует учесть, что поскольку, как было сказано выше, в силу п. 1 ст. 424 ГК РФ цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления, применяются только в установленных законом случаях, а цены на подрядные работы не регулируются, правоприменительная практика исходит из того, что сметные нормативы, утверждаемые различными государственными органами или учреждениями, для частных организаций обязательной силы не имеют (см., например, постановление ФАС Московского округа от 18.09.2008 N КГ-А41/8488-08). Иными словами, расценки на строительные работы по договору, заключаемому в соответствии с Законом N 223-ФЗ, определяются соглашением сторон.
Тема
Обязательные условия договора по Закону N 223-ФЗ
См. также
Цена гражданско-правового договора
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах