Заключение контракта по результатам конкурса по Закону N 44-ФЗ
По результатам конкурса согласно ч. 2 ст. 54 Закона N 44-ФЗ контракт заключается не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в единой информационной системе (далее - ЕИС) протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола (далее - дата подписания или размещения протокола конкурса).
Проект контракта направляется заказчиком победителю конкурса вместе с экземпляром вышеуказанного протокола в течение 3 рабочих дней с даты подписания такого протокола (ч. 12 ст. 53 Закона N 44-ФЗ). Проект контракта по смыслу ч. 12 ст. 53, ч.ч. 1, 5 ст. 54 Закона N 44-ФЗ составляется путем включения в проект контракта, прилагавшегося к конкурсной документации (ч. 2 ст. 50 Закона N 44-ФЗ), условий контракта, предложенных победителем конкурса. Исключение предусмотрено ч. 18 ст. 34 Закона N 44-ФЗ для случаев когда заказчик по согласованию с участником закупки, с которым в соответствии с этим Законом заключается контракт, увеличивает количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено конкурсной документацией. Подробнее такое изменение рассмотрено в отдельном материале.
Заключение контракта с нарушением объявленных условий определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе конкурса, или условий исполнения контракта, предложенных лицом, с которым в соответствии с законом заключается контракт, влечет административную ответственность, предусмотренную ч.ч. 1, 2 ст. 7.32 КоАП РФ.
Победитель конкурса в силу ч. 3 ст. 54 Закона N 44-ФЗ обязан подписать контракт и представить все экземпляры контракта заказчику в течение 10 дней с даты подписания или размещения протокола конкурса. Одновременно с контрактом победитель конкурса обязан представить заказчику документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта в размере, который предусмотрен конкурсной документацией или ч.ч. 1, 2 ст. 37 Закона N 44-ФЗ. Контракт заключается только после предоставления такого обеспечения (ч. 2 ст. 54 Закона N 44-ФЗ). В случае, если победителем конкурса не исполнены эти требования, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта (ч. 3 ст. 54 Закона N 44-ФЗ).
Если победитель конкурса не подписал проект контракта и не предоставил обеспечение исполнения контракта по причине того, что заказчик неправомерно не направлял ему проект контракта вместе с протоколом рассмотрения и оценки заявок, то победитель не признается уклонившимся от заключения контракта (см. определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 12.02.2018 N 305-КГ17-17091).
Обращаем внимание, что нормами о заключении контракта по итогам конкурса не предусмотрен протокол разногласий. В связи с этим возникает вопрос о действиях победителя конкурса в случае искажения заказчиком условий проекта контракта, прилагаемого к конкурсной документации, или предложенных победителем конкурса. Подписание контракта с протоколом разногласий, по крайней мере, формально, может быть приравнено к отказу от подписания*(1) и повлечь признание победителя конкурса уклонившимся от заключения контракта и включение сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ). Полагаем, что в данном случае у победителя конкурса не остается иного выхода, кроме подписания контракта и последующего обжалования действий заказчика в установленном Законом N 44-ФЗ порядке (ч.ч. 1, 2 ст. 105 Закона N 44-ФЗ) или предъявления в суд требований об изменении условий контракта на надлежащие. К сожалению, официальных разъяснений или материалов правоприменительной практики, разрешающих данный вопрос, нам найти не удалось.
В течение 10 дней с даты получения подписанного контракта с приложением документов, подтверждающих предоставление обеспечения исполнения контракта, от победителя конкурса заказчик обязан подписать контракт и передать 1 экземпляр контракта победителю конкурса или его представителю либо направить ему 1 экземпляр контракта по почте. Если заказчик не совершил указанные действия, он признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае победитель конкурса вправе обратиться в суд с иском о понуждении заказчика заключить контракт и о взыскании с заказчика убытков, причиненных уклонением заказчика от заключения контракта (ч. 7 ст. 54 Закона N 44-ФЗ).
Нарушение сроков заключения контракта или уклонение от заключения контракта также влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 3 ст. 7.32 КоАП РФ.
Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, возвращаются победителю конкурса согласно ч. 8 ст. 54 Закона N 44-ФЗ в сроки, предусмотренные ч. 6 ст. 44 Закона N 44-ФЗ, то есть в течение 5 рабочих дней после подписания контракта (п. 1 ч. 6 ст. 44 Закона N 44-ФЗ).
При уклонении победителя конкурса от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в конкурсе, и заключить контракт с участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер (ч. 4 ст. 54 Закона N 44-ФЗ). Как следует из ч. 5 ст. 54 Закона N 44-ФЗ, контракт с таким участником конкурса заключается в том же порядке, что и с победителем конкурса, с учетом особенностей данной ситуации. Главным отличием является то, что как следует из ч.ч. 5, 6 ст. 54 Закона N 44-ФЗ, заключение контракта не является обязательным для вышеуказанного участника конкурса, в случае неподписания им контракта конкурс просто признается несостоявшимся. Подробнее данный вопрос рассмотрен в отдельном материале.
В случае наличия принятых судом или арбитражным судом судебных актов либо возникновения обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию контракта одной из сторон в установленные сроки, эта сторона обязана уведомить другую сторону о наличии таких судебных актов или обстоятельств в течение 1 дня. При этом течение установленных ст. 54 Закона N 44-ФЗ сроков приостанавливается на срок исполнения таких судебных актов или срок действия таких обстоятельств, но не более чем на 30 дней. В случае отмены, изменения или исполнения таких судебных актов либо прекращения действия таких обстоятельств соответствующая сторона обязана уведомить другую сторону об этом не позднее дня, следующего за днем соответствующего события (ч. 9 ст. 54 Закона N 44-ФЗ).
Отказ от заключения контракта с победителем конкурса
Вплоть до момента подписания контракта заказчик должен отказаться от его заключения на основании ч. 9 ст. 31 Закона N 44-ФЗ в случае, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки:
- не соответствует требованиям, указанным в ч. 1, ч.ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона N 44-ФЗ, или
- предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
В таком случае заказчик не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем установления факта, являющегося основанием для отказа, составляет и размещает в ЕИС протокол об отказе от заключения контракта, содержащий информацию о:
- месте и времени его составления;
- лице, с которым заказчик отказывается заключить контракт;
- факте, являющемся основанием для отказа заключить контракт;
- реквизитах документов, подтверждающих этот факт.
Указанный протокол в течение 2 рабочих дней с даты его подписания направляется заказчиком победителю (ч. 11 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).
Как указано в ч. 11 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, в такой ситуации заказчик вправе заключить контракт с иным участником конкурса, который предложил такую же, как и победитель, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем (далее - "второй" участник).
По-видимому, в ч. 11 ст. 31 Закона N 44-ФЗ допущена техническая ошибка: пропущена запятая перед "в порядке". На наш взгляд, имеется в виду, что контракт со "вторым" участником должен заключаться в порядке, установленном для заключения контракта при уклонении от его заключения победителя. Этот порядок рассмотрен в отдельном материале.
Отказ от заключения контракта с победителем конкурса может быть обжалован им в установленном Законом N 44-ФЗ порядке (ч. 12 ст. 31 этого Закона).
______________________________
*(1) Во всяком случае именно такова была практика по описанной ситуации в период действия Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", содержавшего аналогичные нормы. Смотрите об этом материалы в Базе знаний Правового консалтинга.
Тема
См. также
Форма контракта по Закону N 44-ФЗ: общее правило
Обязательные (существенные) условия контракта по Закону N 44-ФЗ
Предоставление обеспечения исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ
Особенности предоставления обеспечения заявки на участие в конкурсе по Закону N 44-ФЗ
Требования к участникам закупки по Закону N 44-ФЗ
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на декабрь 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой