Требования к работникам контрактной службы, контрактному управляющему по Закону N 44-ФЗ
Из ч.ч. 1, 2 ст. 38 Закона N 44-ФЗ следует, что для управления закупками заказчиком в любом случае обязательно либо назначается одно конкретное должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (контрактный управляющий)*(1), или создается контрактная служба.
Из ч. 1 ст. 38 Закона N 44-ФЗ, п.п. 6, 9 Типового положения (регламента) о контрактной службе, утвержденного на основании ч. 3 ст. 38 Закона N 44-ФЗ приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 N 631 (далее - Типовое положение), можно сделать вывод, что работниками контрактной службы, контрактным управляющим могут быть лица только из числа работников заказчика (см. также письмо Минэкономразвития России от 31.01.2014 N ОГ-Д28-834).
Согласно ч. 6 ст. 38 Закона N 44-ФЗ работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Данное требование касается всех работников контрактной службы (см. также письмо Минэкономразвития России от 23.09.2013 N Д28и-1070)*(2).
При этом обязательности включения в состав контрактной службы работников каких-либо определенных специальностей или - если контрактная служба создается не в виде отдельного структурного подразделения - сотрудников определенных подразделений законом не предусмотрено. В отношении конкретно работников юридической службы (юридического отдела) на это указано в письме Федерального казначейства от 17.03.2014 N 42-7.4-05/9.1-164.
Равным образом не предусмотрено законом и каких-либо ограничений, запретов на включение в состав контрактной службы, назначение контрактным управляющим тех или иных категорий работников или работников, выполняющих те или иные функции. В этой же связи заметим, что закон не запрещает совмещение работниками контрактной службы, контрактного управляющего заказчика участия в комиссиях по осуществлению закупок (хотя оно может быть ограничено самим заказчиком - см. п. 8 Типового положения, а также письмо Минэкономразвития России от 23.08.2013 N Д28и-974) или приемочных комиссиях.
Вместе с тем следует иметь в виду, что согласно ч. 22 ст. 34 Закона N 44-ФЗ контракт может быть признан судом недействительным, в том числе по требованию контрольного органа в сфере закупок, если будет установлена личная заинтересованность, в том числе, руководителя контрактной службы заказчика, контрактного управляющего в заключении и исполнении контракта. Такая заинтересованность заключается в возможности получения указанными должностными лицами заказчика доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав, или услуг имущественного характера, а также иной выгоды для себя или третьих лиц. По нашему мнению, личная заинтересованность может предполагаться в тех же случаях, что описаны ч. 6 ст. 39 Закона N 44-ФЗ применительно к заинтересованности членов комиссии по осуществлению закупок: участие в капитале участника закупки или органах его управления либо состояние в браке, близкое родство, отношения усыновления с участником закупки или членами органов его управления. Безусловно, возможность возникновения такой заинтересованности нельзя во всех случаях предвидеть заранее и учесть при формировании контрактной службы. Однако, полагаем, положение о контрактной службе, приказ или иной документ о возложении на работника функций контрактного управляющего может предусматривать ограничения реализации выполняемых функций контрактным управляющим, работником контрактной службы при выявлении заинтересованности, их обязанность сообщать о такой заинтересованности.
______________________________
*(1) По мнению Минэкономразвития России, высказанному в ответе на вопрос 2 в приложении к письму от 30.09.2014 N Д28И-1889, в случае необходимости заказчик также имеет право назначить нескольких контрактных управляющих с возложением на каждого из них определенных функций и полномочий.
*(2) До 1 января 2017 года работником контрактной службы или контрактным управляющим могло быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ч. 23 ст. 112 Закона N 44-ФЗ). По мнению Минэкономразвития России, отраженному в письме от 08.11.2013 N ОГ-Д28-15539 это означает, что Законом N 44-ФЗ не были установлены требования к уровню профессионального образования работника контрактной службы, контрактного управляющего до указанной даты.
Тема
Управление закупками по Закону N 44-ФЗ: контрактная служба и контрактный управляющий
См. также
Комиссии по осуществлению закупок по Закону N 44-ФЗ
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах