Требования к членам комиссий по осуществлению закупок по Закону N 44-ФЗ
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 39 Закона N 44-ФЗ для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - контрагент), за исключением осуществления закупки у единственного контрагента, заказчик создает комиссию по осуществлению закупок (далее - комиссия) и определяет ее состав. Число членов конкурсной, аукционной или единой комиссии должно быть не менее чем 5 человек, число членов котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений должно быть не менее чем 3 человека (ч. 3 ст. 39 Закона N 44-ФЗ).
Требования о создании комиссии по осуществлению закупок исключительно из числа работников заказчика ни ст. 39 Закона N 44-ФЗ, ни иные нормативные акты не устанавливают. Поэтому мы полагаем, что членом такой комиссии может быть любое физическое лицо (с учетом ограничений, описанных ниже), в том числе привлеченное заказчиком на основании гражданско-правового договора (разумеется, заключенного с соблюдением порядка, предусмотренного Законом N 44-ФЗ).
Отметим, что лица, осуществляющие функции члена комиссии, в любом случае несут административную ответственность за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст.ст. 7.29-7.32, ч.ч. 7, 7.1 ст. 19.5, ст. 19.7.2 КоАП РФ, как должностные лица (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ).
Заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки (ч. 5 ст. 39 Закона N 44-ФЗ). По мнению Минэкономразвития России, отраженному в письмах от 08.07.2015 N Д28и-1910, ответе на вопрос 3 в письме от 08.11.2013 N ОГ-Д28-15539, п. 4 письма от 31.12.2013 N Д28и-2420, это означает, что не менее 50% состава комиссии должны пройти профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок или обладать специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.
При этом ч. 4 ст. 39 Закона N 44-ФЗ предусматривает, что при проведении конкурсов для заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности), на финансирование проката или показа национальных фильмов не менее чем 50% общего числа членов конкурсной комиссии должны составлять лица творческих профессий в соответствующей области литературы или искусства. Очевидно, такие лица признаются обладающими специальными знаниями, относящимися к указанным объектам закупки.
В соответствии с ч. 6 ст. 39 Закона N 44-ФЗ членами комиссии не могут быть физические лица, относящиеся к следующим категориям:
- которые были привлечены в качестве экспертов к проведению экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсе, осуществляемой в ходе проведения предквалификационного отбора, оценки соответствия участников конкурса дополнительным требованиям;
- лично заинтересованные в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе подавшие заявки на участие в таком определении или состоящие в штате организаций, подавших данные заявки;
- на которых способны оказать влияние участники закупки;
- непосредственно осуществляющие контроль в сфере закупок должностные лица контрольного органа в сфере закупок.
К лицам, на которых способны оказать влияние участники закупки, данной нормой отнесены физические лица:
- являющиеся участниками (акционерами) этих организаций, членами их органов управления, кредиторами указанных участников закупки;
- состоящие в браке с руководителем участника закупки;
- являющиеся близкими родственниками - родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами;
- усыновителями руководителя или усыновленными руководителем участника закупки.
В случае выявления в составе комиссии лиц, указанных в ч. 6 ст. 39 Закона N 44-ФЗ, заказчик, принявший решение о создании комиссии, обязан незамедлительно заменить их другими, не относящимися к приведенным категориям физических лиц.
Заметим, что закон не запрещает совмещение одними и теми же лицами, в частности, работниками заказчика, выполнения функций членов комиссии по осуществлению закупок и работников контрактной службы или приемочных комиссий (см. письмо Минэкономразвития России от 23.08.2013 N Д28и-974), и фактически они могут состоять из одних и тех же лиц, если только сам заказчик не исключил такой возможности (см. п. 8 Типового положения (регламента) о контрактной службе, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 N 631).
Замена члена комиссии в силу ч. 7 ст. 39 Закона N 44-ФЗ допускается только по решению заказчика, принявшего решение о создании комиссии.
Тема
Комиссии по осуществлению закупок по Закону N 44-ФЗ
См. также
Управление закупками по Закону N 44-ФЗ: контрактная служба и контрактный управляющий
Эксперты и экспертные организации, привлекаемые при закупках по Закону N 44-ФЗ
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах