Разграничение функций между уполномоченным органом, уполномоченным учреждением и заказчиком при централизации закупок по Закону N 44-ФЗ
Статьей 26 Закона N 44-ФЗ определены условия централизации закупок, то есть передачи части полномочий по осуществлению закупки в пользу нескольких заказчиков одному государственному или муниципальному органу либо казенному учреждению, наделенному соответствующими полномочиями (далее - уполномоченный заказчик).
Как видно из ч.ч. 1 - 3 ст. 26 Закона N 44-ФЗ централизация закупок вводится в двух основных вариантах:
- уполномоченному заказчику передаются полномочия только на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - контрагент) в пользу любых заказчиков;
- уполномоченному заказчику передаются также и иные полномочия по осуществлению закупки - планирование закупок, заключение контракта и его исполнение и т.п. Такие полномочия предоставляются только высшими органами исполнительной власти и местного самоуправления, указанными в ч.ч. 2, 3 ст. 26 Закона N 44-ФЗ, только уже существующим уполномоченным заказчикам и только в отношении государственных и муниципальных заказчиков.
В письме Минэкономразвития России от 30.07.2015 N Д28и-2110 указывается, что в соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 26 Закона N 44-ФЗ уполномоченному заказчику могут быть переданы полномочия или только на определение контрагента, или на осуществление закупки в целом. Конкретный объем полномочий, передаваемых уполномоченному заказчику, определяется решением о его создании или о наделении его соответствующими полномочиями (см. также письмо Минэкономразвития России от 03.07.2015 N Д28и-2009).
При этом исходя из ч.ч. 1 - 3, 10, 11 ст. 26 Закона N 44-ФЗ, в пределах, очерченных законом, объем полномочий, передаваемых уполномоченному заказчику, определяется решением о его создании или о наделении его соответствующими полномочиями (см. также письмо Минэкономразвития России от 03.07.2015 N Д28и-2009).
Порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченными заказчиками определяется решениями о создании уполномоченных заказчиков либо решениями о наделении их полномочиями (ч. 10 ст. 26 Закона N 44-ФЗ).
В силу ч. 11 ст. 26 Закона N 44-ФЗ к деятельности уполномоченных заказчиков в пределах полномочий, установленных решениями об их создании либо о наделении их полномочиями, применяются положения Закона N 44-ФЗ, которые регламентируют права и обязанности заказчика как такового, а также контроль в сфере закупок, мониторинг закупок и аудит в сфере закупок.
Из вышесказанного следует, в частности, что уполномоченные заказчики обязаны:
- выбирать способ закупки в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ (см. также письмо Минэкономразвития России от 09.12.2014 N Д28И-2757);
- создавать контрактные службы или назначать контрактных управляющих (ст. 38 Закона N 44-ФЗ);
- формировать комиссии по осуществлению закупок (ст. 39 Закона N 44-ФЗ, см. также разъяснения по вопросу 2 в письме Минэкономразвития России от 08.11.2013 N ОГ-Д28-15539). В такие комиссии с учетом установленных законом требований и ограничений, могут быть включены представители заказчиков, для нужд которых будут проводиться закупки, в том числе и члены комиссий этих заказчиков;
- привлекать в установленных законом случаях для экспертизы принимаемых товаров, работ, услуг экспертов, экспертные организации, если уполномоченному заказчику переданы полномочия по исполнению контракта (ст. 41, ч. 3 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, см. также письмо Минэкономразвития России от 11.04.2014 N Д28и-477);
- выполнять иные обязанности, предусмотренные для заказчиков Законом N 44-ФЗ.
Следует заметить, что Минэкономразвития России в письме от 11.04.2014 N Д28и-477 высказало мнение, что заказчик не обязан создавать контрактную службу при передаче уполномоченному заказчику полномочий на планирование и осуществление закупок, включая определение контрагентов, заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение. Однако эта точка зрения представляется небесспорной, поскольку закон не предусматривает такого основания для освобождения заказчика от обязанности создания контрактной службы или назначения контрактного управляющего. Есть лишь указание ч. 5 ст. 38 Закона N 44-ФЗ о разграничении ответственности при централизации закупок в конкретном случае - при передаче уполномоченному заказчику полномочий на определение контрагента. Соответственно, совершенно определенно можно сказать только, что для случая передачи уполномоченному заказчику большего объема полномочий правил разграничения ответственности не установлено. Заметим также, что, поскольку объем полномочий, передаваемых уполномоченному заказчику, определяется решением о его создании или о наделении его соответствующими полномочиями, вопрос о необходимости выполнения контрактной службой, контрактным управляющим любого отдельно взятого заказчика тех или иных полномочий может быть разрешен только для конкретной ситуации. К сожалению, официальных разъяснений или материалов правоприменительной практики, которые бы прямо разрешали данный вопрос, нам найти не удалось.
Также полагаем в случае, если часть закупок будет осуществляться самостоятельно конкурентными способами, у заказчика возникнет и обязанность формирования комиссии по осуществлению закупок. Подробнее эти вопросы рассмотрены в соответствующих отдельных материалах.
Как и "обычный" заказчик, уполномоченный заказчик вправе привлекать специализированную организацию, передавая ей часть организационно-технических" функций по проведению определения контрагента (см. также письмо Минэкономразвития России от 15.07.2015 N Д28и-2140).
Также отметим, что из ч. 11 ст. 26 Закона N 44-ФЗ вытекает, что работник уполномоченного заказчика подлежит привлечению к административной ответственности как должностное лицо заказчика в части переданных уполномоченному заказчику полномочий (см. также письмо Минэкономразвития России от 29.01.2015 N Д28и-183).
Тема
Централизованные закупки по Закону N 44-ФЗ
См. также
Снабжение учреждений имуществом (для госсектора)
Управление закупками по Закону N 44-ФЗ: контрактная служба и контрактный управляющий
Комиссии по осуществлению закупок по Закону N 44-ФЗ
Эксперты и экспертные организации, привлекаемые при закупках по Закону N 44-ФЗ
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах