Заключение контракта по итогам запроса предложений по Закону N 44-ФЗ, уклонение победителя запроса предложений от заключения контракта, отказ заказчика от заключения контракта
Порядок заключения контракта по результатам проведения запроса предложений регламентирован ч. 17 ст. 83 Закона N 44-ФЗ.
По итогам запроса предложений контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса предложений и окончательным предложением победителя запроса предложений (далее - победитель) (ч. 17 ст. 83 Закона N 44-ФЗ). Напомним, что в случае отсутствия окончательных предложений, поданных участниками на следующий день после проведения запроса предложений, окончательными предложениями признаются поданные заявки на участие в запросе предложений (ч. 14 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).
Контракт должен быть заключен не ранее чем через 7 дней с даты размещения в единой информационной системе (далее - ЕИС) итогового протокола и не позднее чем через 20 дней с даты подписания этого протокола.
Из указаний ч. 17 ст. 83 Закона N 44-ФЗ относительно заключения контракта при уклонении победителя от его заключения можно сделать вывод, что проект контракта составляется заказчиком путем включения условий, предложенных победителем в окончательном предложении, в проект контракта, прилагавшийся к документации о проведении запроса предложений (ч. 7 ст. 83 Закона N 44-ФЗ). Отсюда следует и что изначально проект контракта должен направляться заказчиком победителю.
Сроки направления проекта контракта заказчиком и возвращения победителем подписанного проекта контракта заказчику законом не установлены. По нашему мнению, указанные сроки могут быть определены документацией о проведении запроса предложений в рамках описания порядка проведения запроса предложений (п. 5 ч. 6 ст. 83 Закона N 44-ФЗ), поскольку запрос предложений, как и любой способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (ч.ч. 1, 2 ст. 24 Закона N 44-ФЗ) заканчивается именно заключением контракта (п. 2 ст. 3 Закона N 44-ФЗ). Однако официальных разъяснений или материалов правоприменительной практики, подтверждавших бы данное мнение, нам найти не удалось. Соответственно, возможно, что такое установление указанных сроков повлечет претензии со стороны контролирующих органов, а в таком случае окончательно решить данный вопрос сможет только суд. Полагаем, что в любом случае - при установлении сроков в документации или при решении вопроса о сроках направления проекта контракта, когда этот вопрос не урегулирован документацией, заказчик должен руководствоваться соображениями разумности, достаточности времени для получения победителем проекта контракта, его подписания и передачи обратно заказчику в течение срока, установленного ч. 17 ст. 83 Закона N 44-ФЗ (20 дней).
Заметим, что нормами Закона N 44-ФЗ представление протокола разногласий победителем не предусмотрено, в том числе и для случаев, когда проект контракта составлен заказчиком с отклонением от условий, установленных извещением (а также, как следует из сказанного выше, - документации и прилагаемого к ней проекта контракта) и окончательным предложением участника. В такой ситуации, по нашему мнению, победитель может требовать направления заказчиком надлежащего проекта контракта путем обжалования действий заказчика в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ. К сожалению, официальных разъяснений или правоприменительной практики, разрешавших бы данный вопрос, нам обнаружить не удалось.
Следует также учитывать, что контракт заключается только после предоставления участником запроса предложений обеспечения исполнения контракта в случаях, предусмотренных ст. 96 Закона N 44-ФЗ. Подробно такие случаи рассмотрены в отдельных материалах.
Как указано в ч. 21 ст. 83 Закона N 44-ФЗ, в случае наличия принятых судом или арбитражным судом судебных актов либо возникновения обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию контракта одной из сторон в установленные сроки, эта сторона обязана уведомить другую сторону о наличии данных судебных актов или обстоятельств в течение 1 дня. При этом течение установленных ст. 83 Закона N 44-ФЗ сроков приостанавливается на срок исполнения данных судебных актов или срок действия данных обстоятельств, но не более чем на 30 дней. В случае отмены, изменения или исполнения данных судебных актов или прекращения действия данных обстоятельств соответствующая сторона обязана уведомить другую сторону об этом не позднее дня, следующего за днем отмены, изменения или исполнения данных судебных актов либо прекращения действия данных обстоятельств.
В случае, если победителем запроса предложений не исполнены требования ч. 17 ст. 83 Закона N 44-ФЗ, то есть, очевидно, победитель не представил в установленный срок подписанного им контракта и (или), если такое требование установлено, обеспечения исполнения контракта, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта.
При уклонении победителя запроса предложений от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, и заключить контракт с участником запроса предложений, окончательному предложению которого присвоен второй номер (далее - "второй" участник). В случае согласия "второго" участника заключить контракт проект контракта составляется заказчиком путем включения в проект контракта условий исполнения контракта, предложенных этим участником. Как видим, заключение контракта для "второго участника является правом, а не обязанностью.
Также заметим, что исходя из ч. 9 ст. 31 Закона N 44-ФЗ если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в ч.ч. 1, 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона N 44-ФЗ, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям, заказчик должен отказаться от заключения контракта с победителем. Заключения контракта со "вторым" участником в этом случае законом не предусмотрено.
Решение об отстранении участника от участия в запросе предложений или отказ от заключения контракта с победителем запроса предложений могут быть обжалованы таким участником или таким победителем в установленном Законом N 44-ФЗ порядке (ч. 12 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).
Как указано в ч. 11 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, в случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем запроса предложений по основаниям, предусмотренным ч. 9 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, заказчик не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем установления факта, являющегося основанием для такого отказа, составляет и размещает в ЕИС протокол об отказе от заключения контракта, содержащий информацию о:
- месте и времени его составления;
- лице, с которым заказчик отказывается заключить контракт;
- факте, являющемся основанием для отказа от заключения контракта;
- реквизитах документов, подтверждающих такой факт.
Указанный протокол в течение 2 рабочих дней с даты его подписания направляется заказчиком победителю запроса предложений.
Следует учитывать, что за нарушение сроков размещения в ЕИС протоколов предусмотрена административная ответственность (ч.ч. 1.2, 1.3, 3 ст. 7.30 КоАП РФ). Административная ответственность установлена и за размещение в ЕИС протоколов с нарушением требований Закона N 44-ФЗ, не связанных со сроками размещения (ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ). Кроме того, нарушение требований к содержанию протоколов и к срокам подписания протоколов может повлечь административную ответственность, предусмотренную ч.ч. 2.1, 13 и 14 ст. 7.30 КоАП РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на ноябрь 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой