Случаи и порядок отсрочки уплаты и (или) списания неустоек поставщика по Закону N 44-ФЗ в 2016 году
Согласно ч. 6.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством РФ, заказчик предоставляет поставщику, подрядчику, исполнителю (далее также - контрагент) отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек.
Случаи и порядок предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты и (или) списания неустоек контрагента были утверждены постановлением Правительства РФ от 05.03.2015 N 196 (далее - Постановление N 196) и рассмотрены в отдельном материале.
Случаи и порядок предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) определены постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 N 190 (далее - Постановление). Как указано в п. 6 Постановления, оно действует до 1 января 2017 года.
Нормы Постановления применяются в том числе и к закупкам, осуществляемым бюджетными учреждениями в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ (см. письмо Минэкономразвития России от 22.06.2016 N Д28и-1678).
В соответствии с п. 1 Постановления заказчики предоставляют отсрочку уплаты неустоек и (или) осуществляют списание начисленных сумм неустоек в случае завершения в полном объеме в 2015 или 2016 годах исполнения контрагентом всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств. При этом не имеет значения срок возникновения задолженности.
Исходя из этой формулировки, применять Постановление неправомерно к:
- незавершенным обязательствам по контракту;
- контрактам, по которым контрагент выполнил основные обязательства до 2015 года;
- контрактам, расторгнутым по соглашению сторон до исполнения всех предусмотренных в них обязательств.
Подтверждение данным выводам можно найти в официальных разъяснениях и судебной практике по вопросам применения Постановления N 196, которое содержало аналогичные нормы. С данными разъяснениями и практикой можно ознакомиться в соответствующем материале.
В силу п. 2 Постановления списание начисленных сумм неустоек, указанных в п. 1 Постановления, не осуществляется по контрактам, условия которых изменены в 2015 и (или) 2016 годах в соответствии с ч. 1.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
Правила предоставления отсрочки уплаты неустоек и (или) списания начисленных сумм неустоек определены п.п. 3, 4 и 5 Постановления. Выбор правила зависит от общей суммы неуплаченных контрагентом заказчика неустоек. Сами правила сформулированы в п. 3 Постановления. Перечислим их:
1. Если общая сумма неуплаченных неустоек не превышает 5% цены контракта, заказчик осуществляет списание неуплаченных сумм неустоек (пп. "а" п. 3 Постановления);
2. Если общая сумма неуплаченных неустоек превышает 5% цены контракта, но составляет не более 20% цены контракта, заказчик согласно пп. "б" п. 3 Постановления:
- предоставляет отсрочку уплаты неуплаченных сумм неустоек до окончания текущего финансового года;
- осуществляет списание 50% неуплаченных сумм неустоек при условии уплаты 50% неуплаченных сумм неустоек до окончания текущего финансового года;
3. Если общая сумма неуплаченных неустоек превышает 20% цены контракта, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неуплаченных сумм неустоек до окончания текущего финансового года (пп. "в" п. 3 Постановления). Осуществить списание неустоек в этом случае нельзя.
Как указано в п. 5 Постановления, списание начисленных сумм неустоек в соответствии с пп. "а" и "б" п. 3 Постановления распространяется на принятую к учету задолженность контрагента независимо от срока ее возникновения и осуществляется путем списания с учета задолженности контрагентов по денежным обязательствам перед заказчиком, осуществляющим закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ и муниципальных нужд, в порядке, установленном соответствующим финансовым органом. Порядок списания заказчиком в 2016 году начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) по контрактам, заключенным в целях обеспечения федеральных нужд, утвержден приказом Минфина России от 12.04.2016 N 44н.
О предоставлении отсрочки уплаты неустоек и (или) осуществлении списания начисленных сумм неустоек заказчик уведомляет в письменной форме контрагента (п. 4 Постановления).
Как было отмечено выше, Постановление N 196 содержало аналогичные Постановлению нормы. Поэтому в 2016 году остаются актуальными выводы, которые можно сделать из разъяснений, административной и судебной практики, сложившейся в период действия Постановления N 196.
Во-первых, применение Постановления для заказчика обязательно. Такую позицию неоднократно высказывали специалисты Минэкономразвития России, отражена она и в судебной практике (хотя некоторые суды придерживаются иной позиции, однако она ими не обосновывается в достаточной мере). В 2016 году позиция Минэкономразвития России и судов осталась прежней (см., например, письмо от 28.06.2016 N Д28и-1770, постановления Пятнадцатого ААС от 16.06.2016 N 15АП-7225/16, Первого ААС от 10.06.2016 N 01АП-2459/16).
Во-вторых, вносить условия об отсрочке уплаты неустоек и (или) осуществлении их списания для возможности их дальнейшего применения ни в документацию о закупке, ни в контракт не нужно (см. также решение ФАС России от 26.05.2016 N К-847/16).
С самой практикой применения Постановления N 196 можно ознакомиться в отдельном материале.
Отметим, что в Семнадцатый ААС в своем постановлении от 07.07.2016 N 17АП-7068/16 пришел к выводу, что Постановление, как и Постановление N 196, применяется и к контрактам, заключенным в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах