Заявка на участие в "чрезвычайном" запросе котировок по Закону N 44-ФЗ
Запрос котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (далее - "чрезвычайный" запрос котировок) начинается, как следует из ч. 2 ст. 82 Закона N 44-ФЗ, с направления заказчиком запроса о предоставлении котировок (далее - запрос) всем участникам закупки, которые могут исполнить контракт - осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг, в соответствии с перечнем поставщиков, подрядчиков, исполнителей (далее - перечень поставщиков).
В ответ на полученный запрос каждый участник закупки (далее - участник) вправе подать только 1 заявку на участие в "чрезвычайном" запросе котировок (далее - заявка) (ч. 6 ст. 82 Закона N 44-ФЗ).
Закон не говорит, что подача заявок для участников закупки, получивших запрос, обязательна. Однако в случае, если участник не подаст заявку в такой ситуации 2 раза, он исключается из перечня поставщиков и в случае участия в предварительном отборе участников закупки, проводимом на следующий год для обновления перечня поставщиков, ему в любом случае ему будет отказано во включении в перечень поставщиков (ч. 6 ст. 82 Закона N 44-ФЗ). Более того, из п. 4 ч. 3 ст. 81 Закона N 44-ФЗ можно также сделать вывод, что ему будет отказано во включении в перечень поставщиков и во все последующие годы.
Из ч. 7 ст. 82 Закона N 44-ФЗ следует, что срок подачи заявок определяется в запросе о предоставлении котировок. Требований к продолжительности данного срока законом прямо не установлено. Соответственно, заказчик определяет этот срок самостоятельно, исходя из требуемой срочности закупки товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Вместе с тем, по нашему мнению, при установлении срока подачи заявок заказчик должен исходить из соображений разумности, достаточности устанавливаемого срока для подготовки участниками заявок и направления их заказчиком.
Порядок подачи заявок законом не установлен, он описывается, как это следует из п. 6 ст. 42, п. 1 ч. 1 ст. 73, ч. 4 ст. 82 Закона N 44-ФЗ, в запросе. При этом, поскольку Законом N 44-ФЗ "чрезвычайный" запрос котировок описан как вид запроса котировок в целом, представляется логичным, что к порядку подачи заявок должны предъявляться те же требования, что и к порядку подачи заявок на участие в "обычном" запросе котировок. Разумеется, при этом должны учитываться особенности "чрезвычайного" запроса котировок, установленные законом, что видно из указаний относительно требований к заявке.
В ч. 4 ст. 82 Закона N 44-ФЗ прямо указано, что заявка должна соответствовать требованиям, установленным ст. 73 Закона N 44-ФЗ, с учетом особенностей установленных ч. 6 ст. 82 Закона N 44-ФЗ. Очевидно, что это относится и к форме, и к содержанию заявок.
Частью 2 ст. 77 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что заявка может быть подана в двух формах:
- в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта;
- в форме электронного документа.
Однако в форме электронного документа заявки не могут подаваться до появления технической возможности подачи их через единую информационную систему (см. письма Минэкономразвития России от 10.03.2016 N Д28и-629, от 15.03.2016 N Д28и-726; п.п. 47, 52 письма Федерального казначейства от 22.12.2014 N 42-7.4-05/5.7-791).
Заметим, что согласно п. 2 ч. 1 ст. 73 Закона N 44-ФЗ форма заявки, в том числе подаваемой в форме электронного документа, описывается в извещении о проведении запроса котировок. Учитывая вышесказанное, полагаем, что здесь под "формой заявки" имеются в виду требования к порядку ее составления, перечень необходимых сведений и требования к порядку их внесения в заявку.
Содержание заявки в целом должно соответствовать требованиям к заявке на участие в "обычном" запросе котировок, установленным ч. 3 ст. 73 Закона N 44-ФЗ, включая обязательное включение предложения о цене контракта (п. 2 ч. 3 ст. 73 Закона N 44-ФЗ, см. также ч. 8 ст. 82 Закона N 44-ФЗ). Подробнее общие требования к заявке рассмотрены в отдельном материале.
В силу ч. 5 ст. 82 Закона N 44-ФЗ в данном случае в заявке указывается количество товара, объем работ или услуг, поставку, выполнение или оказание которых участник может осуществить в срок, установленный запросом о предоставлении котировок. Причем по смыслу ч.ч. 5, 7, 8 ст. 82 Закона N 44-ФЗ такие количество, объем могут быть и меньше, чем указано заказчиком в запросе о предоставлении котировок.
Изменение участником заявки на участие в "чрезвычайном" запросе котировок не допускается (ч. 6 ст. 82 Закона N 44-ФЗ).
Как указано в ч. 7 ст. 82 Закона N 44-ФЗ, запрос котировок признается несостоявшимся в случае, если в срок, указанный в запросе о предоставлении котировок, подана только 1 заявка или не подано ни одной заявки, и заказчик вправе осуществить закупку товара, работы или услуги у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии со ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на ноябрь 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой