Последствия признания закупки по Закону N 44-ФЗ, проводимой исключительно среди СМП, СОНО, несостоявшейся
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ заказчики вправе осуществлять закупки одним из открытых конкурентных способов исключительно среди социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СОНО) и субъектов малого предпринимательства (далее - СМП). Помимо самого ограничения круга участников таких закупок, непосредственно порядок проведения процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - контрагент) среди СМП и СОНО не отличается от порядка проведения соответствующих процедур среди неограниченного круга лиц. Очевидно, аналогичны общеустановленным и основания для признания процедуры определения контрагента среди СМП, СОНО несостоявшейся.
В то же время ч. 4 ст. 30 Закона N 44-ФЗ установлены специальные последствия такого признания: в случае признания не состоявшимся определения контрагента в порядке, установленном данным Законом, заказчик вправе отменить указанное в ч. 3 ст. 30 Закона N 44-ФЗ ограничение и осуществить закупки на общих основаниях, то есть среди неопределенного круга лиц. При этом такие закупки, осуществленные на общих основаниях, не учитываются в объеме закупок, осуществленных заказчиками у СМП, СОНО в соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ.
В связи с этим необходимо учитывать следующее.
Анализ норм Закона N 44-ФЗ (ч. 6 ст. 53, ч. 9 ст. 56, ч.ч. 10, 15 ст. 57, ч. 8 ст. 67, ч. 13 ст. 69, ч. 9 ст. 78, ч. 8 ст. 83 Закона N 44-ФЗ) показывает, что закупка конкурентным способом признается несостоявшейся в случаях:
- если подана только одна заявка, окончательное предложение на участие в закупке или не подано ни одной;
- в случае признания всех или всех, кроме одной, полученных заявок на участие в закупке несоответствующими установленным законом требованиям или отстранения подавших их участников как несоответствующих установленным законом требованиям.
В свою очередь последствия признания закупки несостоявшейся, описанные в ст.ст. 55, 71, 79, ч.ч. 18, 19 ст. 83 Закона N 44-ФЗ, различаются в зависимости от наличия или отсутствия одной заявки на участие в закупке, соответствующей всем требованиям (далее - надлежащая заявка):
- если нет ни одной надлежащей заявки - заказчик осуществляет новую закупку (проводит повторный конкурс или запрос предложений или выбирает способ закупки заново) (ч.ч. 2, 4 ст. 55, ч. 4 ст. 71, ч. 4 ст. 79, ч. 19 ст. 83 Закона N 44-ФЗ);
- если есть одна надлежащая заявка - контракт заключается с подавшим ее участником на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (с ч.ч. 1 и 7 ст. 55, ч.ч. 1 - 3.1 ст. 71, ч.ч. 1 и 3 ст. 79, ч. 18 ст. 83 Закона N 44-ФЗ). Заключение заказчиком контракта с участником конкурса или запроса предложений, подавшим единственную надлежащую заявку, осуществляется по согласованию с уполномоченным на то органом (п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Причем по смыслу приведенных норм заключение контракта с участником закупки, подавшим единственную надлежащую заявку, является для заказчика обязательным (см. также письма Минэкономразвития России от 31.12.2014 N Д28И-2923, от 12.01.2015 N Д28и-8, от 28.01.2015 N Д28и-141).
В связи с этим следует учитывать, что ч. 4 ст. 30 Закона N 44-ФЗ устанавливает только право заказчика осуществить закупки на общих основаниях. Соответственно, эту норму следует понимать только как указывающую заказчику возможность проводить закупку на приобретение тех же товаров, работ, услуг среди неограниченного круга лиц. В том же случае, если при признании закупки несостоявшейся имеется одна надлежащая заявка и заказчик обязан заключить контракт с подавшим ее участником закупки, это право не может быть реализовано. Аналогичные разъяснения давались в письмах Минэкономразвития России от 31.12.2014 N Д28И-2923, от 12.01.2015 N Д28и-8, от 12.01.2015 N Д28и-12, от 19.08.2015 N Д28и-2441. Большинство данных разъяснений давались в связи с тем, что на практике соответствующие уполномоченные органы отказывали в согласовании заключения контракта с участником закупки, подавшим единственную надлежащую заявку, мотивируя это со ссылкой на ч. 4 ст. 30 Закона N 44-ФЗ необходимостью проведения новой закупки среди неограниченного круга лиц. По мнению Минэкономразвития России, отраженному в вышеприведенных письмах, такой отказ неправомерен.
Так как в рассматриваемой ситуации контракт заключается на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ с единственным контрагентом, а не по результатам определения контрагента, проводимого в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ указанными в данной части способами, очевидно, такая закупка не должна включаться в 15% совокупного годового объема закупок, подлежащих закупке у СМП, СОНО, и, соответственно, цена контракта, заключенного по результатам такой закупки, не должна включаться в соответствующий отчет, предусмотренный ч. 4 ст. 30 Закона N 44-ФЗ. Аналогичные разъяснения содержатся в п.п. 45, 46 письма Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889, письмах Минэкономразвития России от 16.12.2014 N Д28и-2718, от 10.02.2015 N Д28и-173, от 07.12.2015 N Д28и-3524. Вместе с тем такая закупка исключается и из расчета совокупного годового объема закупок, из которого исчисляется объем закупок у СМП, СОНО, в силу п. 3 ч. 1.1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ (см. письмо Минэкономразвития России от 27.07.2015 N Д28и-2104).
Отметим, что из тех же оснований - установления ч. 4 ст. 30 Закона N 44-ФЗ только права заказчика осуществить закупки на общих основаниях - вытекает и право заказчика вновь провести закупку среди СМП, СОНО.
Тема
Особенности проведения закупки по Закону N 44-ФЗ исключительно среди СМП и СОНО
См. также
Признание конкурса по Закону N 44-ФЗ несостоявшимся, последствия такого признания
Признание электронного аукциона по Закону N 44-ФЗ несостоявшимся, последствия такого признания
Последствия признания запроса котировок по Закону N 44-ФЗ несостоявшимся
Признание запроса предложений по Закону N 44-ФЗ несостоявшимся, последствия такого признания
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на ноябрь 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой