Описание лекарственного средства как объекта закупки по Закону N 44-ФЗ торговым наименованием (исключение)
По общему правилу, установленному п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, документация о закупке лекарственных средств должна содержать указание на международные непатентованные наименования (далее - МНН) лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования (далее под МНН понимаются и такие наименования). Поскольку согласно п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки, соответствующее требованиям ст. 33 Закона N 44-ФЗ, требования п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ должны соблюдаться при описании лекарственных средств и в извещении. Это касается и случая проведения запроса котировок, когда документация не составляется (п. 1 ч. 1 ст. 73 Закона N 44-ФЗ, см. также письмо Минэкономразвития России от 15.12.2015 N Д28и-3615).
Исключения, когда заказчик вправе указывать в документации о закупке торговые наименования лекарственных средств, установлены тем же п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ. Это три случая:
- закупка любым способом лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями (далее - Перечень). Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством РФ. Правила формирования перечня лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями (далее - Правила), утверждены постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1086. Основанием для включения лекарственного средства в Перечень является невозможность замены лекарственного средства в рамках одного МНН, определяемая с учетом показателей эффективности и безопасности лекарственных препаратов (п. 2 Правил). Сам Перечень пока не сформирован;
- проведение запроса предложений в соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии. Подробнее данный случай рассмотрен в отдельном материале;
- проведение конкурса на заключение государственного контракта, предусматривающего встречные инвестиционные обязательства поставщика-инвестора по созданию или модернизации и (или) освоению производства товара на территории субъекта РФ для обеспечения государственных нужд субъекта РФ на основании ст. 111.4 Закона N 44-ФЗ. Более того, по буквальному прочтению формулировки данного исключения на него не распространяются и запрет на одновременную закупку лекарственных средств, определяемых МНН и торговыми наименованиями (этот запрет рассмотрен в отдельном материале).
Приведенный перечень исключений является исчерпывающим, закрытым (см. также письма Минэкономразвития России от 04.09.2015 N Д28и-2581, от 14.12.2015 N Д28и-3624).
В частности, в письме ФАС России от 09.06.2015 N АК/28644/15 разъяснено, что поскольку Перечень пока не сформирован, то закупить по торговым наименованиям лекарственные средства возможно только на основании п. 7 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ.
Однако из определения СК по экономическим спорам ВС РФ от 23.06.2017 N 310-КГ17-1939 следует, что заказчик вправе приобретать лекарственные средства по торговому наименованию до утверждения Перечня. Такая закупка может быть осуществлена, если заказчиком надлежащим образом обоснованы ее необходимость, а также соответствие закупаемого лекарственного средства п. 2 Правил. В данном деле заказчик подтвердил обоснованность закупки лекарственного препарата по торговому наименованию, представив инструкцию по применению лекарственного препарата, согласно которой при переходе с одного вида препарата на другой, а затем в первые две недели после перехода рекомендуется тщательный контроль за пациентом, а также письмо специалистов, в котором указано, что при хаотичной смене препаратов отмечено негативное влияние на качество жизни пациентов. Препарат закупался для продолжения лечения пациентов, ранее получавших именно этот препарат.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах