Ограничения и условия допуска происходящих из иностранных государств жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) для закупки по Закону N 44-ФЗ
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 (далее - Постановление N 1289) установлены ограничения и условия допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - ЖНВЛП).
Согласно п. 1 Постановления N 1289 предусмотренные им ограничения допуска применяются при закупке ЖНВЛП с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием (далее совместно - МНН), являющегося предметом одного контракта (одного лота). Из буквального прочтения приведенной нормы следует, что действие Постановления N 1289 распространяется только на случаи закупок по одному МНН в рамках одного контракта и не распространяется на случаи закупки лекарственных препаратов с различными МНН (см. также п. 2 письма ФАС России от 19.02.2016 N ИА/10439/16).
При этом предусмотренные п. 1 Постановления N 1289 ограничения применяются при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений) (далее - заявки), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
- содержат предложения о поставке ЖНВЛП, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС, ЖНВЛП евразийского происхождения);
- не содержат предложений о поставке ЖНВЛП одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок.
При соблюдении вышеприведенных условий заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке ЖНВЛП, происходящих из иностранных государств, за исключением государств - членов ЕАЭС (далее - "неевразийских" государств), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член ЕАЭС. Отсюда видно, что заявки, наличие которых является основанием для применения указанного ограничения, должны содержать предложения о поставке только ЖНВЛП евразийского происхождения.
Кроме того, государственные органы неоднократно высказывали позицию, что заявками, содержащими предложения о поставке ЖНВЛП евразийского происхождения, следует считать только те, в которых содержатся документы, подтверждающие такое происхождение. В случае, если заявка не содержит таких документов, даже и хотя бы в отношении одного из нескольких торговых наименований ЖНВЛП в рамках одного МНН, - она не признается заявкой, содержащей предложение о поставке ЖНВЛП евразийского происхождения, и при наличии 2 других заявок, соответствующих всем вышеприведенным требованиям, отклоняется (см. письма Минэкономразвития России от 11.02.2016 N Д28и-264, от 01.03.2016 N Д28и-528, п. 1 письма ФАС от 19.02.2016 N ИА/10439/16, п. 1 письма Минэкономразвития России, Минпромторга России, Минздрава России и ФАС России от 14.03.2016 NN 6723-ЕЕ/Д28и, ЦС-14384/19, 25-0/10/2-1416, АЦ/15615/16).
Подтверждением страны происхождения ЖНВЛП согласно п. 2 Постановления N 1289 является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена ЕАЭС по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009, и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами (см. Положение о порядке выдачи сертификатов о происхождении товаров формы СТ-1 для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (для лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов), утвержденное приказом ТПП РФ от 21.12.2015 N 93).
Соответственно, предусмотренные п. 1 Постановления N 1289 ограничения применяются при условии наличия не менее 2 заявок, которые содержат предложения о поставке ЖНВЛП:
- только происходящих из государств - членов ЕАЭС;
- разных производителей (в том числе не входящих в одну группу лиц);
- происхождение которых подтверждается установленными документами.
В случае если подана только одна заявка, отвечающая таким критериям, в том числе если это единственная поданная заявка, вышеописанные ограничения не применяются (см. вышеприведенные разъяснения).
В случае если заявка, содержащая предложение о поставке ЖНВЛП, происходящего из "неевразийских" государств, не отклоняется, в силу п. 4 Постановления N 1289 применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, которые установлены на основании ч. 4 ст. 14 Закона N 44-ФЗ приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155. По существу они заключаются в применении ценовых преференций для заявок, в которых предлагаются товары, произведенные на территории государств - членов ЕАЭС (подробнее этот вопрос рассмотрен в отдельном материале).
В силу п. 5 Постановления N 1289 установленные им ограничения не применяются также в случае:
- осуществления закупок ЖНВЛП, происходящих из "неевразийских" государств, в отношении которых на территориях государств - членов ЕАЭС осуществляются исключительно первичная упаковка и вторичная (потребительская) упаковка или вторичная (потребительская) упаковка ЖНВЛП с обеспечением выпускающего контроля их качества, - до 31 декабря 2016 года включительно;
- размещения на официальном сайте РФ в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг извещений об осуществлении закупок ЖНВЛП или направления приглашений принять участие в определении поставщика закрытым способом, осуществленных до вступления в силу данного постановления (до 9 декабря 2015 года);
- осуществления закупок ЖНВЛП заказчиками, осуществляющими свою деятельность на территории иностранного государства, на территории иностранного государства для обеспечения своей деятельности на этой территории.
При заключении и исполнении контракта, предметом которого является поставка ЖНВЛП с соблюдением ограничений, предусмотренных Постановлением N 1289, не допускается замена ЖНВЛП конкретного производителя или страны его происхождения, указанных в заявке, содержащей предложение о поставке ЖНВЛП (п. 3 Постановления N 1289).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах