Особенности закупок по Закону N 44-ФЗ для заключения контрактов жизненного цикла
В соответствии с ч. 16 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в случаях, установленных Правительством РФ, заключается контракт, предусматривающий закупку товара или работы (в том числе при необходимости проектирование, конструирование объекта, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта (контракт жизненного цикла). Перечень таких случаев определен постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1087 (далее - Постановление N 1087).
Следует обратить внимание, что Постановлением N 1087 перечислены именно случаи, когда предмет контракта объединяет закупку или изготовление вещи и ее дальнейшее обслуживание, и (или) ремонт, и (или) эксплуатацию. Однако ни данное Постановление, ни ч. 16 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, ни какая-либо иная норма этого Закона не говорит о том, что приобретение или заказ на создание вещей, упомянутых в Постановлении N 1087, обязательно должны осуществляться в рамках контракта жизненного цикла. Закон N 44-ФЗ в принципе не регулирует формирование предмета контракта. Определенные ограничения на формирование предмета закупки вытекают только из ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", которой установлен запрет на ограничение конкуренции между участниками торгов, запроса котировок, запроса предложений путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок или запроса предложений. Однако из этого не следует обязательности объединения технологически и функционально связанных товаров. работ, услуг в предмет одного контракта. По общему правилу формирование предмета контракта определяется потребностями заказчика.
Соответственно, перечень, утвержденный Постановлением N 1087, следует понимать, как перечень случаев, когда объединение в предмете контракта обязанностей поставщика или подрядчика (далее - контрагент), образующих предмет контракта жизненного цикла, возможно (следует учесть, что по общему правилу объединение в предмете одного контракта проектирования и строительства объекта представляется недопустимым, что рассмотрено в отдельном материале). Заключение контрактов жизненного цикла в случаях, не упомянутых в Постановлении N 1087, недопустимо (см. также письмо Минэкономразвития России от 25.04.2016 N Д28и-1110). Однако само по себе объединение указанных обязанностей контрагента в предмет одного контракта определяется потребностями заказчика. Аналогичный вывод следуют из разъяснений, данных в письмах Минэкономразвития России от 25.12.2015 N Д28и-3744, от 20.01.2014 N Д28и-30. Из этих писем, а равно письма Минэкономразвития России от 26.02.2016 N Д28и-441, разъяснений по вопросу 2 письма Минэкономразвития России от 10.12.2014 N Д28и-2797, можно также сделать вывод, что контрактом жизненного цикла считается только тот контракт, который предусматривает сочетание всех обязательных элементов контракта жизненного цикла соответствующего вида, предусмотренного Постановлением N 1087.
В соответствии с ч. 3 ст. 32 Закона N 44-ФЗ в случае заключения контрактов жизненного цикла, а также в иных установленных Правительством РФ случаях заказчик вправе устанавливать в документации о закупке для оценки заявок участников закупки критерий "стоимость жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта" (далее - СЖЦ) вместо "цены контракта" и "величины расходов на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ". Информация о применении такого критерия должна быть отражена в плане-графике (п. 7 ч. 3 ст. 21 Закона N 44-ФЗ).
Критерий СЖЦ в силу ч. 3 ст. 32 Закона N 44-ФЗ включает в себя расходы на закупку товара или выполнение работы, последующие обслуживание, эксплуатацию в течение срока их службы, ремонт, утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта. Расчет СЖЦ производится с учетом Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 на основании ч. 20 ст. 22 Закона N 44-ФЗ. Согласно п. 8.3 указанных Методических рекомендаций расчет СЖЦ рекомендуется производить с применением методов определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта. Иными словами, какого-либо отдельного способа расчета СЖЦ не предусмотрено, заказчик осуществляет такой расчет одним из методов определения начальной (максимальной) цены контракта, предусмотренных ст. 22 Закона N 44-ФЗ, или сочетая несколько из них, либо, если применение таких методов невозможно, непредусмотренным законом методом (ч.ч. 1, 12 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).
Контракты жизненного цикла, очевидно, должны относится к контрактам, сроки действия которых могут превышать плановый период, на который определяются лимиты бюджетных обязательств (п. 2 ст. 72, п. 5. ст. 161 БК РФ). Однако поскольку данный случай как исключение законом не выделен, установление такого срока должно оправдываться применением других оснований (п. 3 ст. 72 БК РФ). Такие основания рассмотрены в отдельном материале.
Контракты жизненного цикла для федеральных нужд относятся к контрактам, в отношении которых обязательно установление условия об их банковском сопровождении в виде мониторинга расчетов (пп. "а" п. 3 постановления Правительства РФ от 20.09.2014 N 963). Подробнее вопрос о банковском сопровождении контрактов рассмотрен в отдельном материале.
Применение каких-либо определенных способов закупки для определения контрагента с целью заключения контракта жизненного цикла законом не установлено. Применение для оценки заявок на участие в закупке критерия СЖЦ нельзя однозначно расценивать как указание на необходимость выбора конкурса или запроса предложений, когда применяются все критерии оценки для сравнения заявок в целом. Поскольку данный критерий применяется вместо, в том числе, критерия цены, возможно и проведение электронного аукциона или запроса котировок. Ряд случаев заключения контрактов жизненного цикла может (в зависимости от стоимости) включать и случаи необходимости проведения конкурса с ограниченным участием - ср. позицию 5 Приложения N 2 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99, устанавливающего такие случаи, и практически все подпункты, кроме "з" и "и" п. 1 Постановления N 1087. Однако и в этих случаях возможно проведение электронного аукциона, закрытого аукциона, запроса котировок, запроса предложений, а также закупка у единственного контрагента (ч. 2.1 ст. 56 Закона N 44-ФЗ). Кроме того, те же работы (в зависимости от стоимости) могут подпадать под случаи обязательного проведения электронного аукциона (см. также отдельный материал по этому вопросу), что, впрочем, также не исключает возможности проведения запроса котировок, запроса предложений, закупки у единственного контрагента (ч. 2 ст. 59 Закона N 44-ФЗ).
Соответственно, способ закупки для заключения контракта жизненного цикла определяется заказчиком самостоятельно в рамках, определенных законом.
Каких-либо особенностей непосредственно процедур определения контрагента с целью заключения контракта жизненного цикла законом не установлено, они проводятся в общеустановленном порядке.
Тема
Особенности осуществления отдельных видов закупок по Закону N 44-ФЗ
См. также
Описание объекта закупки и формирование предмета контракта
Определение предмета контракта на выполнение подрядных работ на проектирование и строительство
Оценка заявок на участие в закупке по Закону N 44-ФЗ
Критерии оценки заявок на участие в закупках по Закону N 44-ФЗ и общие правила их применения
Сроки контрактов (договоров) с расходными обязательствами, заключаемые госучреждениями
Банковское сопровождение контракта по Закону N 44-ФЗ
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах