Основания для отказа заказчика от исполнения контракта по ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Для правильного применения указанной нормы необходимо учитывать следующее.
Во-первых, право заказчика на односторонний отказ от исполнения контракта должно быть указано в тексте контракта. В противном случае отказ от исполнения контракта в одностороннем порядке на основании ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ для заказчика невозможен. Причем условие контракта о праве заказчика на односторонний отказ от его исполнения должно быть сформулировано таким образом, чтобы избежать в дальнейшем возможности его неоднозначного толкования. Иначе в случае судебного спора суд, руководствуясь ст. 431 ГК РФ, может прийти к выводу, что контракт не содержит права на односторонний отказ заказчика от контракта (см., например, постановление АС Поволжского округа от 19.11.2014 N Ф06-16631/13).
Следует учитывать, что при включении указанного условия в контракт исполнитель также в силу ч. 19 ст. 95 Закона N 44-ФЗ получает право на односторонний отказ от исполнения контракта.
Во-вторых, в силу ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ отказ заказчика от исполнения контракта возможен, если основания для этого предусмотрены нормами Гражданского кодекса РФ о соответствующем виде обязательств. Поэтому нарушение поставщиком, подрядчиком, исполнителем (далее - контрагент) в ходе исполнения контракта норм исключительно Закона N 44-ФЗ, например, непредоставление им нового обеспечения исполнения контракта в соответствии с ч. 7 ст. 96 Закона N 44-ФЗ, не дает заказчику права на односторонний отказ от исполнения контракта (см. также ответ на вопросы 3 и 4 письма Минэкономразвития России от 26.01.2015 N Д28и-128).
Вместе с тем следует учитывать, что нормы Гражданского кодекса РФ предусматривают возможность одностороннего отказа как на основании ненадлежащего исполнения другой стороной своих обязательств по договору (см., например, п. 1 ст. 463, п. 2 ст. 475, п. 2 ст. 480, п. 2 ст. 715 ГК РФ), так и без какого-либо обоснования (см., например, ст.ст. 717, п. 1 ст. 782 ГК РФ). Однако из ч.ч. 10, 11, 14 ст. 95 и ст. 104 Закона N 44-ФЗ следует однозначный вывод о том, что в ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ речь идет об одностороннем отказе именно вследствие нарушения контрагентом своих обязательств по контракту.
Отметим, что представители Минэкономразвития России и ФАС России в совместном письме от 18.02.2016 NN 324-ЕЕ/Д28и, АЦ/9777/16 рекомендуют включать в проект контракта перечень случаев одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, являющихся основаниями, предусмотренными Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств. При этом приведенные в письме примеры случаев одностороннего отказа относятся к нарушениям контрагентом своих обязательств по контракту.
Следует также учитывать, что согласно п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ если в ходе исполнения контракта установлено, что поставляемый товар не соответствует установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к нему, заказчик обязан отказаться от исполнения контракта. Это специальное основание для отказа заказчика от исполнения контракта, поэтому при обнаружении несоответствия товара указанным требованиям заказчик обязан руководствоваться им, а не ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ и какими-либо нормами Гражданского кодекса РФ.
Тема
Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ
См. также
Односторонний отказ от исполнения обязательства (договора)
Односторонний отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ
Запрос предложений по Закону N 44-ФЗ при отказе заказчика от исполнения контракта
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах