Основания для отказа заказчика от исполнения контракта по п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ
В силу п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик, подрядчик, исполнитель (далее - контрагент) не соответствует установленным извещением об осуществлении закупки (далее - извещение) и (или) документацией о закупке (далее - документация) требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения контрагента, и (или)
- поставляемый товар не соответствует установленным извещением и (или) документацией требованиям к поставляемому товару или контрагент предоставил недостоверную информацию о соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения контрагента.
Для отказа от исполнения контракта на основании п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ не требуется, чтобы контракт содержал условие о праве заказчика на односторонний отказ от исполнения контракта, а также наличие нарушений контракта со стороны контрагента заказчика. Основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с этой нормой являются только обстоятельства, перечисленные в ней.
Отметим, что положения п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ об отказе от исполнения контракта вследствие обнаружения несоответствия установленным требованиям поставляемого товара фактически частично дублируют ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. При этом, по нашему мнению, приоритет имеет именно рассматриваемая норма, и при обнаружении несоответствия товара требованиям, установленным извещением и (или) документацией, заказчик обязан руководствоваться п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, а не ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ и какими-либо нормами Гражданского кодекса РФ.
Следует признать, что в части отказа от исполнения контракта вследствие обнаружения несоответствия контрагента установленным требованиям норма сформулирована неудачно. Ее можно понять и так, что заказчик обязан отказаться от исполнения контракта, в частности, в том случае, если на момент заключения контракта контрагент соответствовал всем установленным заказчиком в соответствии со ст. 31 Закона N 44-ФЗ требованиям к участникам закупки, однако перестал соответствовать какому-либо из них в ходе исполнения контракта, о чем стало известно заказчику.
Однако на практике п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ трактуется следующим образом: обязанность отказаться от исполнения контракта по предусмотренным ей основаниям возникает лишь в том случае, если такие основания возникли до заключения контракта, а контрагент предоставил недостоверную информацию о своем соответствии требованиям, предъявляемым к участникам закупки. Такой подход прослеживается в письмах Минэкономразвития России от 18.02.2015 N Д28И-403 и N Д28И-387, письме ФАС России от 06.08.2015 N АЦ/40483/15, а также в постановлениях Девятого ААС от 21.04.2015 N 09АП-11847/15, Семнадцатого ААС от 25.12.2014 N 17АП-15953/14 и от 30.01.2015 N 17АП-17332/14.
Аналогично и в п. 10 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении пункта 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Президиумом ВС РФ 28.09.2016 (далее - Обзор), указано, что понуждение заказчика к исполнению контракта не допускается, если после его заключения установлено, что контрагент не соответствует требованиям об отсутствии конфликта интересов, предъявляемым к участникам закупки, что позволило ему стать победителем. В указанном случае отказ заказчика от исполнения контракта по правилам ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ является правомерным.
Также отметим, что в п. 1 письма ФАС России от 06.08.2015 N АЦ/40483/15 высказана и более жесткая позиция. Представители антимонопольного органа указывают, что если в момент заключения контракта контрагент перестал соответствовать требованиям документации, в частности, в связи с включением информации о нем в реестр недобросовестных поставщиков, положения ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ не могут применяться, при условии, что на момент подачи заявки участник закупки предоставил достоверную информацию о своем соответствии требованиям документации.
По мнению ВС РФ, контракт, заключенный с контрагентом, который не соответствует единым требованиям к участникам закупки, перечисленным в п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, является ничтожной сделкой (см. п. 9 Обзора).
В п. 10 Обзора также отмечено, что нарушение требований ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, в которой перечислены единые требования к участникам закупки, влечёт ничтожность контракта на основании п. 2 ст. 168 ГК РФ. При этом указано, что правило, установленное п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, об обязанности заказчика отказаться от исполнения ничтожного контракта в полной мере корреспондирует правилам о последствиях недействительности сделки, перечисленным в п.п. 1 и 2 ст. 167 ГК РФ, в частности, тому, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на ноябрь 2020 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой