"Переходящие" с 2016 года на 2017 год закупки унитарных предприятий
С 1 января 2017 года государственные и муниципальные унитарные предприятия (далее - предприятия) обязаны осуществлять закупки в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ. Соответствующие изменения вносятся Федеральным законом от 03.07.2016 N 321-ФЗ в Закон N 44-ФЗ и Закон N 223-ФЗ.
В связи с этим возникает ряд вопросов:
- о юридической судьбе ранее заключенных предприятиями договоров;
- о возможности проведения предприятиями закупок, в рамках которых заключаются договоры, исполняемые в 2017 и последующих годах;
- о возможности проведения предприятиями закупок, которые начинаются (извещения о проведении которых размещаются) в 2016 году, а заканчиваются (контрагенты (поставщики, подрядчики, исполнители) по которым определяются, договоры в рамках которых заключаются) в 2017 году.
Каких-либо правил на данный счет, какого-либо переходного периода ни одним из указанных Законов не предусмотрено.
Полагаем, что в данной ситуации следует обратиться к нормам Гражданского кодекса РФ, на нормах которого основан и Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), и Закон N 223-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона).
Действие гражданского законодательства во времени регулируется ст. 4 ГК РФ. Согласно п. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (п. 2 ст. 4 ГК РФ). А в силу п. 1 ст. 422 ГК РФ, который применяется к контрактам, заключаемым в соответствии с Законом N 44-ФЗ, согласно п. 3 ч. 1 ст. 1, п. 8 ст. 3 Закона N 44-ФЗ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В связи с этим заметим, что ч. 1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, устанавливающая переходные положения при вступлении в силу этого Закона, прямо указывает, что он применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте РФ после дня вступления в силу этого Закона. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона N 44-ФЗ, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено ст. 112 этого Закона. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений, заключенные до дня вступления в силу данного Закона, сохранили свою силу.
Полагаем очевидным, что тот же принцип должен применяться и в данном случае. Применение ч. 1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ возможно если не напрямую, то во всяком случае по аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ).
Из сказанного можно сделать вывод, что, во-первых, все ранее заключенные договоры предприятий продолжат действовать после 1 января 2017 года и исполняться в соответствии с их условиями. Во-вторых, предприятия вправе проводить закупки и заключать договоры, в том числе срок исполнения которых включает 2017 год, в 2016 году по правилам, действующим в этом году, то есть по правилам Закона N 223-ФЗ.
Аналогичные разъяснения даны в письме Минэкономразвития России от 10.10.2016 N Д28и-2748, в котором высказано мнение, что на договоры унитарных предприятий ч. 1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ распространяется в полном объеме.
Отметим, что по мнению Минфина России, выраженному в письмах от 11.09.2017 N 24-04-07/58546 и от 29.09.2017 N 24-01-10/64059, договоры, заключенные до 1 января 2017 года в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ и подлежащие оплате после указанной даты, не подлежат включению в совокупный годовой объем закупок (СГОЗ), предусмотренный п. 16 ст. 3 Закона N 44-ФЗ. Подробно о СГОЗ смотрите в отдельном материале.
Относительно же закупок, которые начинаются в 2016 году, а завершаются в 2017 году, можно заметить, что та же ч. 1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ указывает, что этот Закон применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок, извещения об осуществлении которых размещены после дня вступления его в силу. Отсюда можно сделать вывод, что к закупкам, извещения о которых размещены ранее начала применения этого Закона, он не применяется.
Кроме того, хотя это не отражено в законе, по нашему мнению, размещение извещения о проведении закупки является односторонней сделкой разместившего его лица. В отношении такой формы закупки как торги это видно из регулирующих их норм гражданского законодательства. Размещение извещения о проведении торгов порождает обязанность провести торги (отказаться от их проведения без возмещения участникам ущерба возможно только в определенные законом сроки - п. 4 ст. 448 ГК РФ), а также рассмотреть все направленные заявки в соответствии с правилами, определенными при размещении извещения. Такое мнение присутствует и в судебной практике - см. постановления ФАС Московского округа от 19.11.2007 N КГ-А40/11691-07, АС Липецкой области от 06.03.2003 N А36-152/6-02 и ФАС Центрального округа от 18.06.2003 N А36-152/6-02, ФАС Северо-Кавказского округа от 10.02.2012 N Ф08-8337/11 и от 27.10.2016 N Ф08-7307/16.
Поэтому мы полагаем, что процедуры закупки, начатые в 2016 году, должны завершаться в 2017 году в соответствии с правилами, действовавшими на момент размещения извещений об их проведении, то есть правилами, определенными Законом N 223-ФЗ.
Заметим, что контролирующие органы ранее придерживались подобного толкования законодательства. Это видно из разъяснений, данных в связи со вступлением в действие Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) в письме Минэкономразвития РФ от 05.09.2005 N 13785-АШ/Д07, притом что норма, аналогичная ч. 1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, была внесена в ст. 64 Закона N 94-ФЗ только 31 декабря 2005 года Федеральным законом от 31.12.2005 N 207-ФЗ. Аналогичный подход был применен ФАС России при исключении из числа способов обеспечения контракта поручительства (см. письмо от 30.07.2012 N ИА/24213). Более того, фактически аналогичное мнение было высказано в письме Минэкономразвития России от 10.02.2015 N Д28и-181 относительно применения законов о закупках при реорганизации юридического лица в форме преобразования.
Однако будет ли применяться тот же подход и в данном случае - мы, разумеется, не можем сказать заранее.
При этом, поскольку в любом случае возникает вопрос о применении к исполнению или изменению договоров, заключенных в рамках указанных закупок, с 1 января 2017 года норм Закона N 44-ФЗ, считаем, что заказчику следует рассмотреть целесообразность включения в договоры, заключаемые в рамках "переходящих" закупок, положений, соответствующих Закону N 44-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на октябрь 2019 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой