Ответственность заказчика (штраф, пеня) по контракту по Закону N 44-ФЗ
Ответственность заказчика по контракту в виде неустойки (штрафа, пени) предусмотрена:
- ч. 5 ст. 34 Закона N 44-ФЗ;
- Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными на основании ч.ч. 5, 7, 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила N 1063) (для закупок, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе (далее - ЕИС) либо приглашения принять участие в которых направлены до 9 сентября 2017 года);
- Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными на основании ч.ч. 5, 7, 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 (далее - Правила N 1042) (для закупок, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых направлены после 9 сентября 2017 года).
В соответствии с п. 12 Правил N 1042 общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта. В Правилах N 1063 такого положения не было.
В силу ч. 9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
В соответствии с ч. 5 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) (далее - контрагент) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Отметим, что ни Закон N 44-ФЗ, ни какие-либо иные нормативно-правовые акты не содержат положений, обязывающих контрагента требовать от заказчика уплаты неустойки. Это является именно правом контрагента. В том случае, если контрагент решает воспользоваться этим правом, на наш взгляд, требование об уплате неустойки должно быть оформлено письменно. Это необходимо как для документального подтверждения получения такого требования в учете заказчика (поскольку без такого требования обязанности уплаты неустойки по указанным причинам у него не возникает), так и для доказательства факта предъявления такого требования в случае рассмотрения спора в суде.
Информация о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, должна быть направлена заказчиком в Федеральное казначейство для включения в реестр контрактов (п. 10 ч. 2, ч. 3 ст. 103 Закона N 44-ФЗ, см. также п. 2 письма Минфина России от 28.05.2014 N 02-02-07/25618).
Пеня
Пеня в силу ч. 5 ст. 34 Закона N 44-ФЗ начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования ЦБ РФ*(1) от не уплаченной в срок суммы.
При расчете пени, подлежащей взысканию в судебном порядке, суд вправе применить размер ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на момент вынесения судебного решения (см. п. 38 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом ВС РФ 28.06.2017), далее - Обзор ВС РФ от 28.06.2017).
В п. 35 Обзора ВС РФ от 28.06.2017 указано, что условие контракта об уплате неустойки (пени) в размере, превышающем размер, установленный Законом N 44-ФЗ и Правилами N 1063, является действительным.
Поэтому, учитывая п. 2 ст. 332 ГК РФ, в контракте пени заказчика могут быть установлены в размере большем, чем указано в Законе N 44-ФЗ.
Следует учитывать, что при расчете пени, подлежащей взысканию с заказчика по контракту, заключенному в целях удовлетворения государственных (муниципальных) нужд в энергоснабжении, необходимо руководствоваться положениями специальных законодательных актов о снабжении энергетическими ресурсами (п. 39 Обзора ВС РФ от 28.06.2017). К таковым относятся нормы Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Штраф
На основании ч. 5 ст. 34 Закона N 44-ФЗ штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.
Если извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС или приглашение принять участие в определении контрагента направлено до 9 сентября 2017 года, то размер штрафа устанавливался контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном п. 5 Правил N 1063, а именно:
- 2,5% цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (пп. "а" п. 5 Правил N 1063);
- 2% цены контракта, если цена контракта составляет от 3 до 50 млн. рублей (пп. "б" п. 5 Правил N 1063);
- 1,5% цены контракта, если цена контракта составляет от 50 до 100 млн. рублей (пп. "в" п. 5 Правил N 1063);
- 0,5% цены контракта, если цена контракта превышает 100 млн. рублей (пп. "г" п. 5 Правил N 1063).
В п. 37 Обзора ВС РФ от 28.06.2017 указано, что в случае совершения контрагентом нескольких нарушений своих обязательств по контракту допустимо взыскание штрафа за каждый случай нарушения. На наш взгляд, такая позиция верна и в отношении штрафов заказчика.
Если извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС или приглашение принять участие в определении контрагента направлено после 9 сентября 2017 года, то за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения, размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной порядке, установленном п. 9 Правил N 1042, а именно:
- 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно) (пп. "а" п. 9 Правил N 1042);
- 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно) (пп. "б" п. 9 Правил N 1042);
- 10 000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно) (пп. "в" п. 9 Правил N 1042);
- 100 000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей (пп. "г" п. 9 Правил N 1042).
Как указано в п. 78 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", неустойка, предусмотренная ч. 5 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, может быть снижена судом на основании ст. 333 ГК РФ в случае, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.
______________________________
*(1) С 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определённому на соответствующую дату, самостоятельное значение ставки рефинансирования Банка России не устанавливается (Указание Банка России от 11.12.2015 N 3894-У).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах