Общие требования к порядку проведения электронных процедур по Закону N 44-ФЗ
Согласно ч. 1 ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ проведение всех электронных процедур, в том числе и закрытых, обеспечивается на электронной площадке (при проведении закрытых электронных процедур - на специализированной электронной площадке, далее совместно - электронные площадки) ее оператором полностью, если иное не предусмотрено самим Законом N 44-ФЗ.
Взимание платы за участие в электронной процедуре с ее участника и (или) лица, с которым заключается контракт, и (или) за проведение электронной процедуры с заказчика в силу ч. 4 ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ допускается, если Правительством РФ установлено такое право операторов, в том числе определены предельные размеры соответствующей платы и порядок ее взимания.
В настоящее время постановлением Правительства РФ от 10.05.2018 N 564 утверждены Правила взимания операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок платы с лица, с которым заключается контракт по результатам проведения электронной процедуры, закрытой электронной процедуры, а также определены предельные размеры такой платы. Подробнее данный вопрос рассмотрен в отдельном материале.
Требования к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок (далее - операторы), самим электронным площадкам и порядку их функционирования согласно ч. 2 ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ устанавливаются Правительством РФ. При этом распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 N 1447-р утверждены перечень операторов электронных площадок, а также и перечень операторов специализированных электронных площадок, которые соответствуют установленным на основании закона требованиям (ч. 3 ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ) (см. также отдельный материал по данному вопросу).
Основные требования к функционированию электронных площадок, вытекающие из общих требований к порядку проведения любых электронных процедур, установлены непосредственно нормами ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ, часть из которых устанавливает правила функционирования всех электронных площадок, а часть - исключая специализированные (там, где последние не упоминаются).
В силу ч.ч. 5, 6 ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ обмен информацией, связанной с аккредитацией на электронной площадке и проведением электронных процедур, между участником закупки, заказчиком, оператором осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов, подписанных усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника закупки, заказчика, оператора.
Кроме того, ч. 10 ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ отдельно оговаривает, что в случаях, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, направление информации и электронных документов заказчиком участнику закупки или участником закупки заказчику при проведении электронных процедур осуществляется через электронную площадку.
Правительство РФ вправе определить типовую форму заявки на участие в электронных процедурах, а также вправе установить требования к содержанию, составу, порядку разработки типовой документации о закупке. Такие типовая заявка и типовая документация обязательны для применения заказчиками и (или) участниками закупки (ч. 5 ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ). Они утверждены постановлением Правительства РФ от 05.11.2019 N 1401.
Согласно ч. 7 ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ в течение 1 часа с момента размещения информации, связанной с проведением электронной процедуры, в единой информационной системе (далее - ЕИС) и на электронной площадке эта информация должна быть доступна для ознакомления и в ЕИС, и на электронной площадке. Не допускается взимание платы за предоставление доступа к такой информации. Это требование не относится к специализированным электронным площадкам.
В течение 1 часа с момента размещения в ЕИС извещения об отмене закупки, изменений, внесенных в извещение о проведении такой закупки и (или) документацию о закупке, разъяснений положений документации о закупке оператор размещает указанную информацию на электронной площадке, а также направляет уведомление об указанных извещениях, изменениях, разъяснениях всем участникам закупки, подавшим заявки на участие в ней, в том числе участнику закупки, направившему запрос о даче разъяснений положений документации о закупке, по адресам электронной почты, указанным этими участниками при регистрации в ЕИС (ч. 8 ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ). Это требование также не относится к специализированным электронным площадкам.
При направлении оператором заказчику информации и электронных документов, полученных от участника закупки, до подведения итогов такой закупки оператор в силу ч. 9 ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ обязан обеспечить конфиденциальность информации об участнике такой закупки, направившем указанные информацию и электронные документы, и их содержания, если иное не установлено Законом N 44-ФЗ.
Следует заметить, что административная ответственность за нарушение оператором указанного требования установлена ч. 6 ст. 7.31.1 КоАП РФ только для случаев проведения электронных аукционов и изменения, распространяющие такую ответственность на случаи проведения закупок в электронной форме другими способами, на настоящий момент не приняты.
При проведении любой закупки в электронной форме в случаях, указанных в законе, оператор обеспечивает предоставление заказчику сведений и документов об участнике закупки, предусмотренных ч. 11 ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ. Эти сведения и документы подтверждают правоспособность участника, полномочия представителя участника на заключение контракта и т.п., то есть имеют прямое отношение к принятию заказчиком решения о допуске участника закупки к соответствующей процедуре или отказу от такого допуска, отклонению его заявки. Подробно об этих сведениях и документах см. в отдельном материале.
В письме Минфина России от 13.03.2019 N 24-03-08/16222 даны разъяснения относительно участников, аккредитованных до 1 января 2019 года на электронной площадке, информация и документы которых включены в реестр, предусмотренный ст. 62 Закона N 44-ФЗ. Представители ведомства указали, что по 31 декабря 2019 года включительно в случаях, установленных Законом N 44-ФЗ для направления документов и информации, предусмотренных ч. 11 ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ, оператор направляет заказчику информацию и документы таких участников, включенные в реестр, предусмотренный ст. 62 Закона N 44-ФЗ. Вывод сделан с учетом ч. 50 ст. 112 Закона N 44-ФЗ.
Оператор обязан обеспечить непрерывность проведения электронных процедур, надежность функционирования программно-аппаратных средств, используемых для их проведения, равный доступ участников закупок к участию в электронных процедурах, неизменность подписанных усиленной электронной подписью документов (ч. 13 ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ).
Тема
Особенности организации закупок в электронной форме по Закону N 44-ФЗ
См. также
Требования к операторам электронных площадок, в том числе специализированных, по Закону N 44-ФЗ
Конкурсы в электронной форме по Закону N 44-ФЗ
Запрос котировок в электронной форме по Закону N 44-ФЗ
Запрос предложений в электронной форме по Закону N 44-ФЗ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах