Комментарий к приказам Минфина РФ N 132н "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения" и N 133н "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей" от 17.10.2011*(1)
С 01.01.2012 изменился Порядок ведения кассовых операций на территории Российской Федерации. Банком России утверждено Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации от 12.10.2011 N 373-П (далее - Положение N 373-П). С указанной даты утратили силу Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.1998 N 14-П*(2) (далее - Положение N 14-П), а также ряд других нормативно-правовых актов, регулирующих порядок ведения кассовых операций на территории РФ*(3).
Порядок ведения кассовых операций в РФ, действовавший до 01.01.2012*(4), распространялся на предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности. Применение указанного порядка индивидуальными предпринимателями было спорным. Президиум ВАС в Постановлении от 29.06.2010 N 1411/10 указал, что законодательством не предусмотрена обязанность индивидуальных предпринимателей по оприходованию в кассу денежной наличности и соблюдению порядка хранения свободных денежных средств.
Положение N 373-П согласно п. 1.1 распространяется:
- на юридических лиц, ведущих бухгалтерский учет (за исключением ЦБ РФ);
- на юридических лиц, перешедших на УСНО, на физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей).
Таким образом, индивидуальные предприниматели обязаны выполнять порядок ведения кассовых операций, предусмотренный Положением N 373-П.
Кроме того, с 01.01.2012 организации и индивидуальные предприниматели обязаны самостоятельно определять лимит остатка наличных денег в кассе (до 01.01.2012 лимит устанавливался кредитными организациями). Согласно п. 1.2 Положения N 373-П для ведения кассовых операций юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны формировать распорядительный документ, которым устанавливается лимит остатка наличных денег. Также руководитель обязан установить срок выдачи наличных денег на выплаты заработной платы, стипендий и других выплат (п. 4.6 Положения N 373-П). Продолжительность срока выдачи наличных денег по выплатам заработной платы, стипендий и другим выплатам не может превышать пяти рабочих дней (включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты).
Права и обязанности налоговых органов установлены Законом РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации". Изменятся ли функции налоговых органов в связи с вступлением в силу Положения N 373-П?
Обращаем ваше внимание на то, что в связи с принятием нового порядка ведения кассовых операций на территории РФ в целях осуществления контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей Министерство финансов утвердило Административный регламент контроля выручки*(5). Рассмотрим более подробно положения данного документа.
При осуществлении проверки в рамках данного регламента налоговый орган обязан осуществить следующие административные процедуры (п. 20 Административного регламента контроля выручки):
- предъявить проверяемому объекту поручения на исполнение государственной функции (далее - поручение);
- рассмотреть документы, необходимые для исполнения государственной функции;
- проверить полноту учета выручки денежных средств;
- оформить результаты исполнения государственной функции.
Основанием для предъявления поручения является решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении проверки.
Примечание. В силу п. 19 Административного регламента контроля выручки срок исполнения Государственной функции в отношении проверяемого объекта устанавливается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и не может превышать 20 рабочих дней с даты предъявления поручения.
Документы, запрашиваемые налоговым органом в рамках проверки
В соответствии с п. 29 Административного регламента контроля выручки в рамках проверки запрашиваются:
а) журнал кассира-операциониста;
б) акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам;
в) журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира-операциониста;
г) распечатки отчетов из фискальной памяти контрольно-кассовой техники и использованных накопителей фискальной памяти;
д) контрольные ленты контрольно-кассовой техники на бумажном носителе и (или) распечатки контрольной ленты, выполненные на электронном носителе;
е) приходные и расходные кассовые ордера;
ж) журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов;
з) авансовые отчеты;
и) кассовая книга;
к) справка-отчет кассира-операциониста;
л) сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации;
м) бланки строгой отчетности, копии бланков строгой отчетности, корешки документов;
н) информация из автоматизированной системы о выпущенных документах;
о) акт приемки бланков строгой отчетности;
п) книга учета бланков строгой отчетности;
р) акт о списании бланков строгой отчетности;
с) книга учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя;
т) книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСНО;
у) книга учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента;
ф) книга учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
х) распорядительный документ об установленном лимите остатка наличных денег;
ц) иные первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета.
Напомним, что налогоплательщики, перешедшие на УСНО, применяют кассовый метод определения доходов, поэтому налоговый орган будет интересовать своевременность отражения выручки в регистрах налогового учета.
Если организация или индивидуальный предприниматель осуществляют наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи бланков строгой отчетности, то специалисты налогового органа имеют право получать информацию из автоматизированных систем, формирующих бланк строгой отчетности, о выпущенных документах.
Согласно п. 31 Административного регламента контроля выручки максимальный срок на рассмотрение специалистами инспекции документов не может превышать 28 календарных дней с момента предъявления проверяемому объекту поручения.
Перед началом осуществления проверки кассир должен предоставить налоговому органу расписку об отсутствии или наличии в денежном ящике ККТ личных денег, о представлении всех квитанций, приходных кассовых ордеров о сданной выручке, справок-отчетов кассира-операциониста, сведений о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке, актов о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным (возвращенным) кассовым чекам за день проверки. Расписка оформляется в акте о проверке наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике ККТ. Согласно п. 37 Административного регламента контроля выручки проверка полноты учета выручки денежных средств у проверяемого объекта осуществляется методом сравнения суммы наличных денежных средств, установленной при проверке наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике ККТ, с данными, отраженными в фискальном отчете, контрольной ленте контрольно-кассовой техники и записями в журнале кассира-операциониста. Записи в журнале кассира-операциониста сверяются с приходными кассовыми ордерами, кассовыми отчетами и данными кассовой книги, книги учета доходов и расходов. Согласно п. 42 Административного регламента контроля выручки максимальный срок выполнения проверки полноты учета выручки денежных средств не может превышать 30 календарных дней с момента предъявления проверяемому объекту поручения и в указанный срок должен быть оформлен акт проверки.
Согласно п. 67 Административного регламента контроля выручки проверяемые объекты имеют право на обжалование действий (бездействия) должностного лица налогового органа, а также принимаемых им решений при исполнении государственной функции в досудебном (внесудебном) порядке.
Налоговый орган уполномочен осуществлять не только контроль выручки, но и контроль и надзор за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения. В целях исполнения ФНС указанных функций Минфином был утвержден Административный регламент контроля ККТ*(6).
Обратите внимание! Постановлением Правительства РФ от 28.12.2011 N 1168 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"*(7) внесены изменения в Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 (далее - Положение). Согласно пп. 5.5.11 Положения за ФНС официально закрепляется функция ведения в установленном порядке государственного реестра контрольно-кассовой техники.
Рассмотрим более подробно положения Административного регламента контроля ККТ.
В силу п. 10 Административного регламента контроля ККТ проверяемые объекты, в отношении которых исполняется государственная функция, обязаны:
- обеспечивать налоговым органам беспрепятственный доступ к ККТ, хранимым использованным контрольным лентам, накопителям фискальной памяти и программно-аппаратным средствам, документации, связанной с приобретением, регистрацией, перерегистрацией, проверкой исправности, ремонтом, техническим обслуживанием, заменой программно-аппаратных средств, вводом в эксплуатацию, применением, хранением и выводом из эксплуатации ККТ и др.;
- представлять информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах;
- давать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверки;
- предоставлять по запросам налогового органа информацию в порядке, предусмотренном федеральными законами.
Согласно п. 20 Административного регламента контроля ККТ при исполнении государственной функции налоговый орган должен осуществить следующие административные процедуры:
а) проверить выдачу кассовых чеков, бланков строгой отчетности, выдачу по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу));
б) предъявить проверяемому объекту поручение на исполнение государственной функции;
в) рассмотреть документы, необходимые для исполнения государственной функции;
г) проверить соблюдение требований к ККТ, порядка и условий ее регистрации и применения;
д) оформить результаты исполнения государственной функции.
Таким образом, проверка соблюдения налогоплательщиком требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения начинается с проверки кассовых чеков, бланков строгой отчетности, выдачи по требованию покупателя документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)) (далее - кассовые чеки). Основанием для проверки выдачи кассовых чеков является соответствующее поручение на исполнение государственной функции. В силу п. 27 Административного регламента контроля ККТ данное поручение должно быть предъявлено проверяемому объекту после завершения проверки кассовых чеков. При этом максимальный срок выполнения процедуры проверки кассовых чеков не может превышать двух рабочих дней от даты поручения.
Предъявив данное поручение, налоговый орган вправе рассмотреть документы, необходимые для исполнения государственной функции.
В соответствии с п. 34 Административного регламента контроля ККТ в рамках проверки запрашиваются:
а) журнал кассира-операциониста;
б) акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам;
в) журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира-операциониста;
г) распечатки отчетов из фискальной памяти контрольно-кассовой техники и использованных накопителей фискальной памяти;
д) контрольные ленты контрольно-кассовой техники на бумажном носителе и (или) распечатки контрольной ленты, выполненные на электронном носителе;
е) информация из автоматизированной системы о выпущенных документах;
ж) справка-отчет кассира-операциониста;
з) сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации;
и) бланки строгой отчетности, копии бланков строгой отчетности, корешки документов;
к) карточка регистрации контрольно-кассовой техники, паспорт контрольно-кассовой техники, договор о ее технической поддержке, заключенный проверяемым объектом и поставщиком (центром технического обслуживания) контрольно-кассовой техники, документация, связанная с приобретением, регистрацией, перерегистрацией, проверкой исправности, ремонтом, техническим обслуживанием, заменой программно-аппаратных средств, вводом в эксплуатацию, применением, хранением и выводом из эксплуатации контрольно-кассовой техники.
Отметим, что документы представляются налоговому органу в виде оригиналов или заверенных должным образом копий.
Таким образом, на рабочем месте кассира-операциониста должны находиться документы, подлежащие ежедневному заполнению, а также документы, указанные в пункте "к" (оригиналы или их заверенные копии). На рассмотрение документов, необходимых для исполнения государственной функции, налоговому органу дается 1 рабочий день с даты предъявления проверяемому объекту поручения на исполнение государственной функции (п. 36 Административного регламента контроля ККТ).
В течение 5 рабочих дней с даты выписки поручения налоговый орган производит проверку соблюдения требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения.
Обязательные контрольные действия налогового органа при проверке соответствия ККТ, кассовых чеков, бланков строгой отчетности, документов, выполненных на бланках строгой отчетности, документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), применяемых проверяемым объектом, установленным требованиям, согласно п. 41 Административного регламента контроля ККТ
1 | Наличие корпуса ККТ, без вскрытия, удаления или разрушения которого исключается возможность изменения или замены программно-аппаратных средств, обеспечивающих надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов |
2 | Наличие идентификационного знака установленного образца, нанесенного в соответствии с документацией применяемой модели ККТ |
3 | Наличие марок-пломб установленного образца, наклеенных в соответствии с документацией применяемой модели ККТ |
4 | Наличие знака "Государственный реестр" установленного образца, нанесенного в соответствии с документацией применяемой модели ККТ |
5 | Наличие знака "Сервисное обслуживание" установленного образца, нанесенного в соответствии с документацией применяемой модели ККТ |
6 | Соответствие внешнего вида применяемой модели ККТ внешнему виду ККТ, изображённому на цветных фотографиях модели ККТ, прилагаемых к паспорту модели контрольно-кассовой техники при ее включении в Государственный реестр ККТ |
7 | Отсутствие превышения срока эксплуатации ККТ, модель которой была исключена из Государственного реестра контрольно-кассовой техники, нормативного срока ее амортизации |
8 | Соответствие установленным срокам хранения документации, связанной с приобретением, регистрацией, вводом в эксплуатацию, эксплуатацией и выводом из эксплуатации ККТ, а также использованных контрольных лент, накопителей фискальной памяти и программно-аппаратных средств, обеспечивающих некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации |
9 | Соответствие заводских (паспортных) и регистрационно-учётных данных ККТ фактическим |
10 | Исправность ККТ, включая обеспечение печати кассовых чеков, некорректируемую регистрацию информации о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт на контрольной ленте и в фискальной памяти |
11 | Соответствие реквизитов, отпечатанных ККТ на кассовом чеке, перечню реквизитов, печатаемых на кассовом чеке применяемой моделью ККТ, указанных в Государственном реестре контрольно-кассовой техники, качество (читаемость) этих реквизитов, возможность гарантированного выявления корректировки или фальсификации информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, по результатам проверки информации, зарегистрированной на кассовом чеке или контрольной ленте |
12 | Соответствие времени, отпечатанного на кассовом чеке, реальному времени |
13 | Соответствие реквизитов бланков строгой отчетности и (или) документов, выполненных на бланках строгой отчетности, установленному перечню реквизитов для таких бланков строгой отчетности и (или) документов |
14 | Соответствие реквизитов документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), установленному перечню реквизитов для таких документов |
15 | Проверка реквизитов, отпечатанных на кассовом чеке, в том числе в соответствии с документацией применяемой модели ККТ |
16 | Непосредственно на месте установки ККТ производится сверка фактического места установки ККТ с данными, зафиксированными в документах о регистрации ККТ |
Срок выполнения процедуры по оформлению результатов исполнения государственной функции установления (выявления, фиксации) фактов соблюдения (несоблюдения) проверяемым объектом требований к ККТ, порядка и условий ее регистрации и применения не может превышать 5 рабочих дней с даты выписки поручения на исполнение государственной функции.
В силу п. 7 Административного регламента контроля ККТ налоговый орган при исполнении государственной функции имеет право привлекать к административной ответственности объекты контроля в случаях и порядке, которые установлены КоАП РФ. Следует отметить, что налоговый орган, действуя в рамках административных регламентов, которыми установлены жесткие сроки исполнения тех или иных действий, будет фиксировать установленные нарушения в акте проверки. Если какие-либо документы налоговому органу не будут своевременно представлены налогоплательщиком, то данный момент будет зафиксирован в акте проверки и налогоплательщик будет привлечен к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ*(8). Все нарушения, отраженные в акте проверки, будут являться основанием для вынесения решения о назначении в отношении данного налогоплательщика выездной налоговой проверки или других мероприятий налогового контроля.
Статья КоАП РФ | Нарушение | Административная ответственность |
Неприменение в установленных федеральными законами случаях ККТ, применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством РФ порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу) | Штраф на должностных лиц - от 3 000 до 4 000 руб., на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 руб. | |
Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов | Штраф на должностных лиц - в размере от 4 000 до 5 000 руб., на юридических лиц - от 40 000 до 50 000 руб. |
О.В. Ковалева,
эксперт журнала "Строительство: акты и комментарии для бухгалтера"
"Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", N 2, февраль 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Тексты приказов Минфина РФ N 132н и N 133н от 17.10.2011 в журнале не публикуются.
*(2) Утверждено Советом директоров Банка России 19.12.1997, протокол N 47.
*(3) Указание Банка России от 13.12.2011 N 2750-У "О признании утратившими силу отдельных нормативных актов Банка России".
*(4) Порядок ведения кассовых операций в РФ, действовавший до 01.01.2012, был утвержден Решением Совета Директоров Центрального Банка России 22.09.1993 N 40.
*(5) Административный регламент исполнения ФНС государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утв. Приказом Минфина РФ от 17.10.2011 N 133н. На момент подготовки журнала документ опубликован не был.
*(6) Административный регламент исполнения ФНС государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения, утв. Приказом Минфина РФ от 17.10.2011 N 132н. На момент выхода журнала документ опубликован не был.
*(7) На момент выхода журнала документ опубликован не был.
*(8) Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ не указано в данной норме. В рассматриваемом случае срок давности привлечения к административной ответственности составляет два месяца с момента обнаружения данного правонарушения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"