Вступление в ВТО: угроза продовольственной безопасности Российской Федерации
Ни в одной стране вступление в ВТО не вызвало бурного подъема экономики, технологического рывка или ускорения модернизации. Бедность в странах, которые вошли в ВТО, выросла. Доля развивающихся стран в мировой торговле, несмотря на обещания, перед вхождением в ВТО не только не выросла, но в некоторых случаях упала.
В соответствии с положениями действующего законодательства понятием "национальная безопасность" определяются основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной и экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и этому понятию мы должны следовать и после вступления в ВТО. Заявка на вступление России в ВТО была подана в июле 1993 г., однако до последнего времени этот вопрос оставался нерешенным. Его сложность заключалась в том, что процедура присоединения каждой страны к этой международной организации представляет собой многоэтапный и сложный процесс. 16 декабря 2011 г. в Женеве Российскую Федерацию приняли в ВТО.
При этом основной задачей России в членстве ВТО является укрепление прав в сфере международной торговли, улучшение торгово-политического режима, расширение доступа российских поставщиков продукции на международные рынки и отстаивание пороговых значений в сфере национальной безопасности, в том числе продовольственной. Правила, содержащиеся в юридических соглашениях, одинаковы для всех членов ВТО, но обязательства некоторых членов существенно различаются между собой, поскольку масштаб этих обязательств, принимаемых на себя присоединившейся страной, определяется в ходе процесса присоединения.
Обязательства стран, претендующих на вступление в ВТО, оговариваются на основе специального Соглашения по сельскому хозяйству и включают в себя три основных блока вопросов: внутренняя поддержка, доступ на рынок и экспортные субсидии. Страны-претенденты должны предоставить предложения по всем этим вопросам. Все меры внутренней поддержки, предоставляемые сельскохозяйственным товаропроизводителям, должны быть перечислены в соответствии с системой классификации Соглашения, измерены в денежном выражении и рассчитаны за трехлетний период. Если меры, рассматриваемые в ВТО как стимулирующие производство и искажающие торговлю, использовались сверх пороговых величин, то страны-претенденты должны взять на себя обязательства по их постепенному ежегодному сокращению в течение установленного переходного периода.
В части доступа на рынок страна-претендент должна перевести нетарифные барьеры в тарифные эквиваленты, связать эти тарифные ставки на верхнем уровне и затем сократить их посредством постепенного ежегодного уменьшения в течение переходного периода. В части экспортных субсидий страны-претенденты должны взять на себя обязательства либо не использовать экспортные субсидии с момента присоединения, либо оценить экспортные субсидии в денежном выражении и принять обязательства по ежегодному их сокращению в течение переходного периода.
Выигрыш и ущерб для аграрной сферы экономики от вступления страны в ВТО складываются из неоднородного влияния новых условий ведения внешней торговли сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием на различные отрасли АПК и отдельные виды производства их продукции.
По мнению известного западного экономиста Фридриха Листа, повсеместное и тотальное установление принципа свободной торговли, максимальное снижение пошлин и способствование предельной рыночной либерализации на практике усиливает то общество, которое давно и успешно идет по рыночному пути. Но ослабляет, экономически и политически подрывает то общество, которое имело иную хозяйственную историю и вступает в рыночные отношения с более развитыми странами тогда, когда внутренний рынок находится в зачаточном состоянии.
Ни в одной стране вступление в ВТО не вызвало бурного подъема экономики, технологического рывка или ускорения модернизации. Бедность в странах, которые вошли в ВТО, выросла. Доля развивающихся стран в мировой торговле, несмотря на обещания, перед вхождением в ВТО не только не выросла, но в некоторых случаях упала.
Для нашей страны примером является Украина: здесь за три года после вхождения в ВТО доля производства сахара сократилась на 50%, обанкротились, не выдержав ценовую конкуренцию, 50 сахарных заводов, за семь месяцев 2011 г. импорт сала из Голландии, Германии и Польши составил 20 тыс. тонн, что привело к снижению импортных пошлин на ввоз живых свиней с 40% до вступления в ВТО до 5% после вступления в ВТО. К сожалению, на такие условия согласилась и Россия.
По мнению вице-президента РАСХН, директора Всероссийского НИИ экономики сельского хозяйства, академика И.Г. Ушачева, вступление России в ВТО обернется снижением объемов господдержки сельского хозяйства: к 2018 г. она должна снизиться до 4,4 млрд. долл. Это отразится на состоянии отечественных производителей и даже еще больше ослабит продовольственную безопасность России, порог которой и без того утерян.
В Евросоюзе объем господдержки сельхозпроизводителей составляет 23% от полученного результата, в России - 10% , в Японии - 60%. ВТО требует от России открытия своих внутренних рынков.
На настоящее время мы завозим продовольствия на сумму 36 млрд. долл. Особенно пострадает экспорт зерна, без дотаций на ЖД-тарифы для многих регионов экспорт зерна станет убыточным, а следовательно, резко сократится производство зерна.
Необходимо учитывать, что полностью открыть российский продовольственный рынок - значит добровольно уступить крупнейшим странам-экспортерам продовольствия и сырья для его производства место на большей части весьма емкого российского рынка, в результате неизбежно ухудшится социальное и экономическое положение не только работников аграрной сферы, но и большей части всего населения страны.
Россия в рамках присоединения к Всемирной торговой организации согласилась на ограничение экспортных пошлин более чем по 700 товарным позициям. По итогам переходного периода обязаны снизить ставку импортного тарифа на товары, более трети будет снижена с момента присоединения, еще четверть - спустя три года. Самый длительный переходный период, восемь лет, установлен для мяса домашней птицы (см. таб. на некоторые виды товаров).
Сравнение импортных пошлин в % до и после вступления в ВТО
Товары | До вступления | После 2018 г. |
Макаронные изделия | 10,6 | 7,4 |
Овощи, фрукты и продукты их переработки | 13,3 | 9,6 |
Злаки и хлебобулочные изделия | 9,3 | 7,1 |
Одежда из трикотажа | 18,9 | 15,2 |
Текстиль | 20 | 15 |
Обувь | 19,3 | 12 |
По нашему мнению, членство в ВТО принесет России увеличение количества безработных, закрытие многих предприятий и моногородов, отток квалифицированных кадров и капитала.
Произойдет развал целых отраслей промышленности, увеличение тарифов на услуги ЖКХ, энергоносители, деградация социальной сферы, ухудшение демографической ситуации, поглощение многих отечественных финансовых институтов, продовольственный рынок будет завален продуктами ГМО, будет ограничено правотворчество.
Соответственно членство в ВТО будет нарушать наши конституционные права, которые гласят, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Библиографический список:
Ушачев И.Г. Вторая международная встреча высоких представителей, курирующих вопросы безопасности. Екатеринбург, 2011.
Х.У. Белхароев,
советник Управления федеральной поддержки территорий МЧС России
"Образование и право", N 3, март 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Научно-правовой журнал "Образование и право" посвящен актуальным вопросам применения законодательства в сфере образования, правовому мониторингу, инновационным технологиям и реформе юридического образования в России.
В журнале анализируются проблемы современного законодательства в сфере образования, основные направления реформы среднего специального, высшего и поствузовского образования в целом, и юридического образования в частности.