О ценообразовании на продукты детского питания
В соответствии с абз. 3 Перечня*(1), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (далее - Постановление N 239), органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право устанавливать торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты). Производитель продуктов питания и напитков посчитал, что указанный абзац не соответствует действующему законодательству, вводит дополнительные ограничения в области ценообразования на продукты детского питания и препятствует осуществлению им предпринимательской деятельности, в частности, в сфере реализации соков. В связи с этим общество обратилось в ВАС с заявлением о признании указанного абзаца недействительным.
Казалось бы, заявление должно было быть удовлетворено по следующим причинам. Согласно п. 4 ст. 421 ГК РФ условия любого договора устанавливаются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия определяется законом или иными правовыми актами. Так, на основании п. 1 ст. 424 ГК РФ стороны должны договориться о цене, по которой оплачивается исполнение договора. При этом необходимо учитывать: в случаях, предусмотренных законом, применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Основы государственного регулирования торговой деятельности в РФ определены Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ). Этот документ начал действовать с 01.02.2010. В соответствии с его пп. 8 п. 2 ст. 8 хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации и осуществлении данной деятельности цены на продаваемые товары определяют самостоятельно. Это не распространяется только на случаи, установленные этим законом и другими федеральными законами.
В силу п. 4 ст. 8 Федерального закона N 381-ФЗ федеральными законами может быть предусмотрено государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них (в том числе установление их предельных (максимального или минимального) уровней органами государственной власти). В этом случае цены на такие товары, торговые надбавки (наценки) к ценам на них устанавливаются на основании указанных федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов данных органов государственной власти или местного самоуправления.
Таким образом, случаи, когда продажа товаров осуществляется по регулируемым ценам, должны быть определены на федеральном уровне. На сегодняшний день отсутствует федеральный закон, предусматривающий государственное регулирование цен и торговых надбавок на продукты детского питания.
Почему же, несмотря на приведенные аргументы, ВАС отказал производителю продуктов питания и напитков в удовлетворении заявления (Решение от 27.10.2011 N ВАС-11752/11)?
В соответствии со ст. 30 Закона РФ от 22.12.1992 N 4174-1 "О Совете Министров - Правительстве РФ" (утратил силу 03.01.1998, следовательно, действовал, когда было принято Постановление N 239) Правительство РФ на основе и во исполнение, в частности, указов Президента РФ принимает постановления и издает распоряжения, а также проверяет их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению на всей территории РФ. Причем в форме постановлений издаются решения, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение.
Постановление N 239 было принято во исполнение Указа Президента РФ от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)". Этим указом Правительству РФ среди прочего было поручено:
- определять с учетом норм, установленных законодательными актами РФ, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке РФ подлежат государственному регулированию Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ;
- устанавливать порядок государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги.
Таким образом, Постановление N 239, которым утвержден Перечень, принято Правительством РФ в соответствии с законодательно закрепленными полномочиями государственного органа. Высший арбитр подчеркнул: принятие в 1995 году этого нормативного акта, дающего право органам исполнительной власти субъектов РФ вводить государственное регулирование торговых надбавок к ценам, в том числе на продукты детского питания, было обусловлено необходимостью обеспечения государственной гарантии предоставления беременным женщинам, кормящим матерям и детям возможности приобретать и употреблять в пищу продукты питания по приемлемым ценам путем установления дополнительного ограничения в ценообразовании на товары в этом сегменте рынка. Так, в соответствии со ст. 23 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан*(2) государство гарантировало беременным женщинам, кормящим матерям, а также детям в возрасте до трех лет полноценное питание, в том числе в случае необходимости обеспечение их продуктами через специальные пункты питания и магазины по заключению врачей в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, правительствами республик в составе РФ. С 01.01.2005 эта норма стала звучать так: порядок обеспечения полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, в том числе через специальные пункты питания и магазины по заключению врачей, устанавливается законодательством субъектов РФ. С 01.01.2012 указанный документ утратил силу в связи с вступлением в силу Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ". Однако п. 3 ст. 52 этого закона предусмотрено: обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, в том числе через специальные пункты питания и организации торговли, осуществляется по заключению врачей в соответствии с законодательством субъектов РФ.
Что касается Федерального закона N 381-ФЗ, он является частью гражданского законодательства, в силу п. 1 ст. 4 ГК РФ не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие (еще раз повторим: данный закон вступил в силу 01.02.2010). Заключительные положения этого закона не содержат норм о признании утратившими силу или не подлежащими применению каких-либо нормативных правовых актов, изданных до введения его в действие. В настоящее время федеральный закон, устанавливающий порядок государственного регулирования цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них (в том числе установление их предельных (максимального и (или) минимального) уровней), не принят. А вот Постановление N 239 не признано утратившим силу. В связи с этим изданный до введения в действие Федерального закона N 381-ФЗ нормативный акт Правительства РФ по вопросам, которые могут регулироваться только федеральными законами, действует до принятия соответствующих законов.
Д.В. Дурново,
главный редактор ИД "Аюдар Пресс"
"Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.
*(2) Утверждены ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"