Учебно-материальное обеспечение дошкольных образовательных учреждений
Приказом Минобрнауки РФ N 2151*(1) установлены требования к учебно-материальному обеспечению для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В рамках соблюдения этих требований в Письме Минобрнауки РФ N 03-877*(2) приведен примерный перечень игрового оборудования для детских дошкольный учреждений. В этой статье рассмотрим основные положения данных документов.
Основные требования
Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования представляют собой совокупность требований, направленных на достижение планируемых результатов дошкольного образования.
Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды:
- обеспечивающей духовно-нравственное развитие и воспитание детей;
- обеспечивающей высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей (законных представителей) и всего общества;
- гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников;
- комфортной по отношению к воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.
Приказом Минобрнауки РФ N 2151 требования, предъявляемые к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, подразделены на семь групп:
1) к кадровому обеспечению;
2) к материально-техническому обеспечению;
3) к учебно-материальному обеспечению;
4) к медико-социальному обеспечению;
5) к информационно-методическому обеспечению;
6) к психолого-педагогическому обеспечению;
7) к финансовому обеспечению.
Из всех этих групп требований перечислим требования, предъявляемые к учебно-материальному обеспечению. Они включают:
- требования к предметно-развивающей среде образовательного учреждения (группы);
- требования к играм, игрушкам, дидактическому материалу, издательской продукции;
- требования к оснащению и оборудованию кабинетов (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, медицинского, методического) и залов (музыкального, физкультурного). Включают соответствие принципу необходимости и достаточности для организации коррекционной работы, медицинского обслуживания детей, методического оснащения воспитательно-образовательного процесса, а также обеспечение разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей дошкольного возраста;
- требования к техническим средствам обучения в сфере дошкольного образования. Включают общие требования безопасности, потенциал наглядного сопровождения воспитательно-образовательного процесса, возможность использования современных информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе.
Перечень игрового оборудования
Исходя из задач комплексного использования предметно-развивающей среды, соблюдения принципов вариативности, полифункциональности, педагогической целесообразности, в Письме Минобрнауки РФ N 03-877 приведен Примерный перечень игрового оборудования для учебно-методического обеспечения дошкольных образовательных учреждений и групп для детей дошкольного возраста, организованных в образовательных учреждениях (далее - Перечень).
В Перечне представлена общая номенклатура объектов и средств учебно-материального обеспечения, что объясняется особенностью современного этапа развития сектора, обеспечивающего материальные потребности дошкольных образовательных учреждений.
Количество объектов учебно-материального обеспечения приводится в требованиях в расчете на одну возрастную группу детей дошкольного возраста наполняемостью не более 25 детей.
Так, в Перечне указано игровое оборудование для учебно-материального обеспечения дошкольных образовательных учреждений в отношении:
- первой младшей группы (2-3 года);
- второй младшей группы (3-4 года);
- средней группы (4-5 лет);
- старшей и подготовительной группы (5-7 лет).
Игровое оборудование подразделено на следующие направления:
- для сюжетной игры;
- для игры с правилами;
- для изобразительной деятельности;
- для конструирования;
- для познавательно-исследовательской деятельности;
- для физкультуры (для средней, старшей и подготовительных групп - на оборудование, обеспечивающее двигательную активность детей).
В свою очередь, оборудование по каждому из перечисленных направлений подразделено еще на типы, например:
а) в оборудование для сюжетной игры входят:
- игрушки-персонажи;
- игрушки - предметы оперирования;
- маркеры игрового пространства;
- полифункциональные материалы;
б) оборудование для изобразительной деятельности включает оборудование:
- для рисования;
- для лепки;
- для аппликации.
Перечень игрового оборудования, приведенный в Письме Минобрнауки РФ N 03-877, можно использовать при решении вопросов об учебно-материальном обеспечении дошкольных образовательных учреждений, а также для расчета нормативов финансирования обучения и содержания (присмотра и ухода) ребенка дошкольного возраста в образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Бухгалтерский учет
Финансовое обеспечение реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования:
- бюджетного, автономного учреждения осуществляется исходя из расходных обязательств на основе государственного (муниципального) задания учредителя по оказанию государственных (муниципальных) образовательных услуг в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации;
- казенного учреждения осуществляется учредителем на основе распределения бюджетных ассигнований по смете.
За счет этих средств учреждениями приобретаются указанные выше виды оборудования.
Исходя из положений п. 38 Инструкции N 157н*(3) материальные объекты имущества, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, осуществления государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, полученные в лизинг (сублизинг), принимаются к учету в качестве основных средств.
Например, согласно ОКОФ*(4) к объектам основных средств относятся изделия спортивные для учебных заведений и дошкольных учреждений (код 16 3693550), оборудование и инвентарь спортивный для дошкольных учреждений (код 16 3693552).
Согласно п. 99 Инструкции N 157н к материальным запасам относятся предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости.
Таким образом, игровое оборудование для учебно-методического обеспечения дошкольных образовательных учреждений и групп для детей дошкольного возраста, организованных в образовательных учреждениях, может относиться к объектам основных средств или к материальным запасам. Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина РФ от 21.12.2011 N 180н, расходы по их приобретению будут относиться на статьи 310 "Увеличение стоимости основных средств", 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ соответственно.
Учет приобретенных объектов:
а) основных средств осуществляется:
- казенными и бюджетными учреждениями на счете 101 хх 310*(5) (п. 7 Инструкции N 162н*(6), п. 9 Инструкции N 174н*(7));
- автономными учреждениями - на счете 101 хх 000 (п. 9 Инструкции N 183н*(8));
б) материальных запасов осуществляется:
- казенными и бюджетными учреждениями на счете 105 хх 340 (п. 23 Инструкции N 162н, п. 34 Инструкции N 174н);
- автономными учреждениями на счете 105 хх 000 (п. 34 Инструкции N 183н).
Пример
Детским садом (бюджетное учреждение) за счет средств субсидии приобретены материальные ценности для проведения занятий по изобразительной деятельности:
а) для рисования:
- наборы цветных карандашей на сумму 1 500 руб.;
- наборы гуаши - 2 000 руб.;
- кисточки - 500 руб.;
- емкости для промывания кисти - 800 руб.;
б) для лепки:
- наборы пластилина - 1700 руб.;
- доски - 2 400 руб.
Итого: 8 900 руб.
Для проведения физкультурных занятий приобретен спортивный инвентарь на сумму 30 000 руб., который состоит из:
- инвентаря стоимостью до 3 000 руб., общая сумма которого составила 8 000 руб. (на забалансовом счете учет ведется по балансовой стоимости объекта);
- инвентаря стоимостью свыше 3 000 руб., приобретен на сумму 22 000 руб.
Все материальные ценности выданы в эксплуатацию.
В бухгалтерском учете данные операции будут отражены следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Приняты к учету материальные ценности для проведения занятий по изобразительной деятельности | 4 105 36 340 | 4 302 34 730 | 8 900 |
Отражены капитальные вложения в приобретение основных средств | 4 106 31 310 | 4 302 31 730 | 30 000 |
Приняты к учету основные средства | 4 101 36 310 | 4 106 31 310 | 30 000 |
Выдан в эксплуатацию спортивный инвентарь стоимостью до 3 000 руб. | 4 109 60 271 | 4 101 36 410 | 8 000 |
Одновременно | Забалансовый счет 21 | 8 000 | |
Отражена передача спортивного инвентаря стоимостью свыше 3 000 руб. в группы (смена материально ответственных лиц) | 4 101 36 310 | 4 101 36 310 | 22 000 |
Начислена амортизация на спортивный инвентарь стоимостью свыше 3 000 руб. при выдаче его в эксплуатацию | 4 109 60 271 | 4 104 36 410 | 22 000 |
А. Сергеева,
эксперт журнала "Учреждения образования:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Приказ Минобрнауки РФ от 20.07.2011 N 2151 "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования".
*(2) Письмо Минобрнауки РФ от 17.11.2011 N 03-877 "О реализации Приказа Минобрнауки России от 20 июля 2011 г. N 2151".
*(3) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(4) Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359.
*(5) Здесь и далее: вместо символа "хх" указывается код, соответствующий объекту учета.
*(6) Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н.
*(7) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н.
*(8) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 N 183н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"