Как отразить в бюджетном учете получателя бюджетных средств, наделенного полномочиями администратора доходов (заказчика), начисление и удержание неустойки за ненадлежащее выполнение исполнителем своих обязательств в рамках заключенного контракта?
Под государственным или муниципальным контрактом (далее - контракт) понимается договор, заключенный заказчиком от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования с участником размещения заказа (победителем торгов или с победителем в запросе котировок) в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ)).
Из пункта 10 ст. 9 этого закона следует, что в контракте в обязательном порядке должно содержаться условие об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг.
В случае неисполнения или ненадлежащего выполнения исполнителем обязательств, возникающих из контракта, исполнение указанным должником возникших обязательств должно регламентироваться гражданским законодательством (с учетом ограничений, установленных бюджетным законодательством) и договором.
Кредиторами по таким обязательствам являются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования (ст. 125, 126 ГК РФ).
Условиями контракта может быть предусмотрено, что обязанность наблюдать за исполнением обязательства по перечислению неустойки (штрафа, пени) в доход бюджетов бюджетной системы РФ может возлагаться на государственного (муниципального) заказчика. В этом случае начисление по исполнению денежного обязательства по государственному (муниципальному) контракту производится на основании акта о приемке товаров, работ, услуг, содержащего сведения об исполнении обязательства исполнителем, о принятых результатах исполнения контракта, включая сумму неустойки (пеней, штрафов).
При этом неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства.
Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается контрактом и не может быть меньше 1/300-й действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования ЦБ РФ (п. 11 ст. 9 Федерального закона N 94-ФЗ). Исполнитель может быть освобожден от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если только докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине заказчика.
Согласно ст. 41 БК РФ средства от применения мер гражданско-правовой ответственности (уплата неустойки) относятся к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы РФ и зачисляются на счета ОФК для их распределения этими органами в соответствии с установленными нормативами между бюджетами бюджетной системы РФ (ст. 40 БК РФ).
В Письме от 26.12.2011 N 02-11-00/5959 при ответе на аналогичный вопрос Минфин отметил, что оплата контракта может быть осуществлена путем выплаты исполнителю контракта суммы, уменьшенной на сумму неустойки (пеней, штрафов), при условии перечисления в установленном порядке неустойки (штрафа, пеней) в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на основании платежного документа, оформленного получателем бюджетных средств, с указанием исполнителя, за которого осуществляется перечисление неустойки (пеней, штрафов) в соответствии с условиями контракта.
Согласно п. 2 и 3 ст. 160.1 БК РФ учет начисления и поступления в доход бюджета суммы неустойки (пеней, штрафов) по контракту на основании вышеуказанных актов приемки осуществляют подведомственные главному администратору доходов администраторы доходов в соответствии с правовым актом главного администратора доходов о наделении их такими полномочиями.
Рассмотрим на примере порядок отражения в бюджетном учете операций по принятию, исполнению обязательств, принимаемых по контракту, а также операций по предъявлению требований по уплате неустоек (пеней, штрафов) и исполнению указанных требований.
Пример
Получателем бюджетных средств (администратором доходов) приняты и получены лимиты бюджетных обязательств (ЛБО) на приобретение оборудования в сумме 500 000 руб. На эту сумму между ним и поставщиком оборудования был заключен государственный контракт. Лицевой счет открыт в ОФК.
В акте о приемке оборудования указано, что поставщиком не были соблюдены сроки поставки оборудования. Сумма неустойки составила 80 000 руб. (исчислена в соответствии с условиями, предусмотренными контрактом).
Поставщику была перечислена стоимость оборудования за минусом суммы неустойки.
Получателем бюджетных средств сумма неустойки была перечислена в доход бюджета.
В бюджетном учете эти операции отразятся следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Утверждены и приняты получателем бюджетных средств ЛБО на приобретение оборудования | 1 501 15 310 | 1 502 13 310 | 500 000 |
Приняты обязательства на поставку оборудования согласно заключенному контракту | 1 501 13 310 | 1 502 11 310 | 500 000 |
Предъявлена получателем бюджетных средств в адрес поставщика неустойка за несоблюдение условий контракта | 1 205 41 560 | 1 401 10 140 | 80 000 |
Отражены расходы по приобретенному оборудованию | 1 106 31 310 | 1 302 31 730 | 500 000 |
Принято денежное обязательство по оплате полученного оборудования | 1 502 11 310 | 1 502 12 310 | 500 000 |
Перечислена учреждением в доход бюджета сумма неустойки | 1 302 31 830 | 1 304 05 310 | 80 000 |
Поступила в доход бюджета сумма неустойки | 1 210 02 140 | 1 205 41 660 | 80 000 |
Произведена плата за оборудование поставщику (500 000 - 80 000) руб. | 1 302 31 830 | 1 304 05 310 | 420 000 |
И. Шиндер,
эксперт журнала "Учреждения образования:
бухгалтерский учет и налогообложение"
1 марта 2012 г.
"Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"