Управлять на деле, а не формально, или Как работает большой совет гимназии
В эпоху модернизации и реализации приоритетных национальных проектов без широкого привлечения общественности к решению вопросов образования - как целой системы, так и конкретного образовательного учреждения - добиться позитивных результатов преобразований не получится.
Рассмотрим структуру и практику работы государственно-общественного управления на примере учреждения, в котором успешно и неформально работает большой совет гимназии (БСГ). О работе Вятской гуманитарной гимназии с углубленным изучением английского языка рассказывает ее директор - Валерия Владимировна Вологжанина*(1).
Модернизация не для "галочки"
В нашей гимназии основным органом государственно-общественного управления является большой совет гимназии, созданный, кстати, еще задолго до ненавязчивой "директивы сверху" - 20 лет назад, с первого года работы нашего учреждении в статусе гимназии.
Наверное, для многих школ своеобразной точкой отсчета в создании школьных советов (не попечительских, а именно управляющих) стали условия выдвижения самого образовательного учреждения и педагогов для участия в конкурсах в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование": это должна быть школа, в которой функционируют органы самоуправления, обеспечивающие государственно-общественный характер управления общеобразовательным учреждением.
Однако (и, думаю, со мной согласятся все) данная функция советов не единственная и вовсе не главная. Это лишь "сигнал" сверху, который для многих стал определяющим в решении создания советов школ и наделения их реальными управляющими функциями.
Зачем? Для открытости системы образования, включения общественности, родителей, выпускников, работников школы и самих учеников в управление учреждением, проектирование и внедрение инновационных проектов. Согласитесь, что мы, педагоги, администрация, находимся внутри системы образования, а родители, общественные институты смотрят на образовательные проблемы извне. Именно такой двойной взгляд создает предпосылки для конструктивного разговора по формированию гражданского заказа образованию, реальной модернизации образовательного процесса, нужной не для "галочки" и очередного отчета.
Год от года родители все больше хотят влиять на процессы, происходящие в образовательном учреждении, где учится их ребенок: начиная от формирования условий обучения, эстетики класса до участия в премировании педагогов и позиционирования "второго дома" учеников на уровне города, региона, страны. Как эти желания претворить в конкретные действия? Необходимо организовать так называемые "переговорные площадки", где каждая из заинтересованных в развитии учреждения сторон будет услышана и может реально повлиять на жизнь школы. Это могут быть наблюдательные, управляющие, попечительские советы, ассоциации выпускников, родителей, фонды поддержки школ.
Если говорить более строгим языком, основными целями создания системы государственно-общественного управления образованием являются:
- эффективное управление системой образования;
- обеспечение образовательных потребностей граждан;
- привлечение дополнительных ресурсов в систему образования для реализации инновационных образовательных программ;
- инициирование развития института экспертизы и мониторинга системы образования.
Палаты, лорды, спикеры...
В соответствии с уставом общее руководство общеобразовательным учреждением осуществляет БСГ, избираемый на два года на конференции гимназического коллектива большинством голосов прямым открытым голосованием. При очередных выборах состав совета, как правило, обновляется не менее чем на треть.
Он состоит из председателя, секретаря и трех равных по численности палат: палата "лордов" (учителя), палата "общин" (родители, попечители, общественность) и детская палата (гимназисты 8-11 классов). Эта структура несколько напоминает устройство британского парламента с его двумя палатами (лордов и общин). И такая аналогия неудивительна для нас, школы, которая с 1964 года и до сих пор является так называемой "английской" школой (сначала - с преподаванием ряда предметов на английском языке, затем с углубленным изучением английского языка), где многие традиции, мероприятия и даже история связаны именно с Англией.
В состав БСГ входят представители педагогического коллектива, гимназистов 8-11 классов, родителей и общественности. Норма представительства данных категорий в совете и общая численность совета определяется конференцией гимназического коллектива.
/----------------------------\
| Большой совет гимназии |
\----------------------------/
|
/----------------\ | /-------------\
| Председатель | | | Секретарь |
\----------------/ | \-------------/
/---------------------+--------------------\
| | |
/----------------\ /---------------\ /---------------\
|Палата "лордов":| |Детская палата:| |Палата "общин":|
| представители | | представители | | представители |
|педагогических | | гимназистов | | родителей, |
| и иных | | 8-11 классов | | попечителей, |
| работников | | | | общественности|
\----------------/ \---------------/ \---------------/
Каждая палата выбирает из своего состава руководителя палаты - спикера. Заседания проводятся как пленарно, так и по палатам не реже трех раз в год.
Решения БСГ являются правомочными, если на его заседании присутствовало не менее двух третей состава совета, не менее одной трети каждой палаты и если за него проголосовало не менее двух третей присутствующих. По решению совета может быть организовано голосование по палатам. Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее двух палат.
Решения БСГ, принятые в пределах его полномочий и в соответствии с законодательством, обязательны для администрации и всех членов гимназического коллектива. Спорные вопросы, возникшие между БСГ и администрацией, разрешаются на общегимназической конференции или в конфликтной комиссии.
Уполномочены заявить
Теперь о функциях и полномочиях БСГ. Совет БСГ:
- организует выполнение решений конференций гимназического коллектива, осуществляет контроль за реализацией предложений и критических замечаний, высказанных на конференциях;
- принимает изменения и дополнения к уставу гимназии;
- совместно с директором представляет интересы гимназии в государственных и общественных органах, утверждает планы развития гимназии;
- принимает решения об исключении обучающегося из гимназии в установленном порядке;
- утверждает структуру, учебный план и календарный учебный график гимназии, авторские учебные программы и экспериментальные учебные программы, согласованные с соответствующими научными учреждениями;
- выбирает профили дифференциации обучения и профили трудовой и профессиональной подготовки;
- поддерживает общественные инициативы по совершенствованию обучения и воспитания гимназистов, творческие поиски и опытно-экспериментальную работу учителей, определяет пути взаимодействия гимназии с научно-исследовательскими, производственными организациями и предприятиями, высшими учебными заведениями, творческими союзами, другими государственными и негосударственными институтами с целью создания необходимых условий для разностороннего развития личности гимназистов и творческой деятельности учителей;
- контролирует рациональное расходование бюджетных ассигнований на гимназию для решения перспективных вопросов ее развития;
- определяет формы и размеры материального и морального поощрения работников гимназии в пределах фонда оплаты труда и гимназистов;
- заслушивает отчеты о работе директора гимназии, его заместителей, отдельных учителей или других работников гимназии;
- утверждает локальные правовые акты гимназии;
- в рамках действующего законодательства принимает необходимые меры, ограждающие педагогических работников и администрацию гимназии от необоснованного вмешательства в их профессиональную и должностную деятельность, пресекает любые попытки командно-административного диктата по отношению к коллективу гимназии, ограничения его самостоятельности.
Давайте посоветуемся
На заседаниях БСГ мы обсуждаем актуальные для гимназии проблемы и вырабатываем по ним конкретные решения. Так, например, традиционными для августа являются вопросы по рассмотрению и утверждению задач коллектива гимназии на учебный год, коллективных гимназических проектов и общегимназических мероприятий; мы утверждаем перечень платных образовательных услуг, порядок их предоставления и их стоимость; фонд поддержки и развития гимназии отчитывается о произведенных расходах за первое полугодие.
В феврале заслушиваются отчеты директора гимназии о расходовании бюджетных и внебюджетных средств за прошедший год, утверждаются сметы расходов на следующий календарный год по внебюджетным средствам. В марте-апреле принимаются решения о порядке проведения промежуточной и итоговой аттестации гимназистов, утверждается учебный план и календарный учебный график на следующий учебный год. В июне решаем вопросы о присуждении стипендий гимназистам, именных учительских премий педагогам. Кроме этого, все локальные правовые акты гимназии обсуждаются и утверждаются на заседаниях БСГ.
Когда в начале 2000-х гимназия проходила аккредитацию и лицензирование, экспертиза впервые носила государственно-общественный характер, и в комиссию наряду с представителями департамента образования были включены представители родительской общественности, попечители и учащиеся 11 класса.
Таким образом, можно выделить пять основных блоков вопросов, которые рассматриваются на БСГ:
- вопросы организации образовательной деятельности (о порядке проведения промежуточной и итоговой аттестации, комплектовании первых классов гимназии, порядке перевода гимназистов в 4 (5), 8 и 10 классы, утверждении учебных планов, задачах на конкретный учебный год, предоставлении платных дополнительных образовательных услуг, участии гимназии в международных образовательных программах);
- вопросы финансовой деятельности гимназии (об исполнении бюджета гимназии по средствам бюджетного финансирования, внебюджетным и грантовым средствам, смете расходов внебюджетных средств гимназии);
- вопросы нормативно-правового характера (об утверждении локальных правовых актов гимназии и внесении в них изменений);
- вопросы представления к наградам и поощрениям, выдвижение кандидатур для участия в конкурсах (о назначении стипендий отличникам учебы и наиболее отличившимся в изучении отдельных дисциплин, присуждении именных премий БСГ учителям, достигшим наиболее значимых успехов в обучении и воспитании гимназистов по итогам учебного года, награждении почетными грамотами гимназии, выдвижении гимназии на конкурс общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, выдвижении учителей на соискание премии Президента РФ в рамках реализации приоритетного национального проекта в сфере образования);
- вопросы информативного характера (итоги успеваемости за учебный год, итоги трудоустройства выпускников, итоги участия гимназии в конкурсе общеобразовательных учреждений, итоги участия учителей гимназии в конкурсе лучших учителей).
Все повестки дня заседаний БСГ публикуются в гимназической газете "На улице Свободы" и размещаются на сайте гимназии (www.vhg.ru). Наиболее важные решения также публикуются в газете, которая распространяется бесплатно среди всего гимназического коллектива.
От попечителей - интеллект и финансы
Для создания системы государственно-общественного управления школой необходимо прежде всего предоставить родителям реальные права и возможности влиять на школьную жизнь, дать почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. И тогда они будут проявлять инициативу и самостоятельность в совместном с педагогами самоуправлении. К сожалению, реалии таковы, что в ряде учреждений с родителями не только не советуются при организации школьной жизни их детей, но подчас просто не пускают в учреждение, ссылаясь на режим охраны.
Мое мнение: надо выходить к родителям со всеми школьными проблемами. Матери и отцы учеников - это та сила, которая сможет помочь, поскольку заинтересованность в уровне образования своих детей сейчас неуклонно повышается.
Конечно, БСГ не заменяет директора, его заместителей и учителей - он их конструктивно дополняет. Этот коллегиальный орган призван решать в первую очередь задачи стратегического управления школой: в каких направлениях развивать школу, чтобы ее сделать успешной, как привлекать и расходовать школьные средства и др. С другой стороны, это площадка согласования интересов всех участников образовательного процесса, поиска компромиссных решений по сложным вопросам жизни школы.
Вторая серьезная группа, представляющая в БСГ общественность, - это попечители, которые помогают нам и интеллектуально, и финансово. Это и выпускники нашей школы, и родители детей, закончивших у нас обучение. Средства попечителей позволяют нам выплачивать именные учительские премии, стипендии гимназистам, издавать ежемесячную школьную газету. Интеллектуальная помощь заключается в юридической поддержке, лоббировании интересов гимназии на всех уровнях.
На заседании БСГ в августе традиционно рассматривается вопрос о награждении по итогам прошедшего учебного года одного из попечителей, внесшего наиболее значимый вклад в совершенствование образовательного процесса, почетным дипломом имени Т.Ф. Булычева - попечителя Вятской мужской гимназии, построившего на свои средства здание нашей школы.
Делаем из школьников "влиятельных людей"
Участие в работе БСГ приносит немало пользы и самим гимназистам. Во-первых, факт причастности к БСГ, деловое общение со взрослыми на равных создает у учащихся чувство уверенности в признании их мнения, способности влиять на деятельность школы; формируется авторитет группы старшеклассников. Это, бесспорно, положительно скажется на социальных представлениях, жизненной позиции других школьников, которые смогут при желании видеть себя потенциальными "влиятельными людьми" в учебном заведении. Удовлетворяется потребность ребят в самоутверждении, самовыражении и самореализации.
Во-вторых, у старшеклассников формируется активная социальная позиция. Они обретают практические навыки гражданского поведения и социальной деятельности. Каждый член детской палаты реализует еще и свой проект, с которым он приходит в БСГ, презентуя и защищая его на общегимназической конференции при выборах.
Конечно, старшеклассники не могут выполнять в совете те же функции, что и взрослые: их социальный опыт недостаточен для видения картины мира в целом, а личный опыт не позволяет адекватно оценивать ситуацию, и было бы некорректно взваливать на плечи ребят этот груз. Поэтому роль старшеклассников должна быть оговорена с ними и понятна им: в чем-либо - решающая, а в ряде случаев - совещательная, принимающая к сведению и т.д.
В.В. Вологжанина,
директор Кировского областного
государственного общеобразовательного учреждения
"Вятская гуманитарная гимназия
с углубленным изучением английского языка"
"Руководитель бюджетной организации", N 3, март 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Интервью записала Т.В. Кокина-Славина, эксперт журнала "Руководитель бюджетной организации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"