Евразийский патент - инструмент защиты изобретений на территории Таможенного союза и ускоренного патентования для России
Во всем мире действует территориальный принцип охраны исключительных прав на изобретения. То есть, чтобы получить патент на территории какого-либо государства, заявители подают заявки в соответствующие национальные патентные ведомства. Для России таким ведомством является Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (далее - Роспатент).
Вместе с тем полноценную охрану изобретения для территории России можно получить и другим путем - воспользовавшись Евразийской патентной системой. Получаемый при этом единый Евразийский патент действует не только на территории России, но и на территории еще 8 государств-участников Евразийской патентной конвенции (ЕАПК) - Туркменистана, Республики Белоруссии, Республики Таджикистан, Республики Казахстан, Азербайджанской Республики, Кыргызской Республики, Республики Молдова и Республики Армения. Таким образом, среди всех существующих в мире патентов Евразийский патент действует на самой большой территории - на 1/6 части суши.
Особое значение Евразийский патент также приобретает в связи с развитием экономической интеграции на территории бывшего СССР. В 2000 году образовано Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) - международная экономическая организация, наделенная функциями, связанными с формированием общих внешних таможенных границ входящих в нее государств (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан), с выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка. Наиболее активно интеграция происходит в рамках Таможенного союза, образованного в 2009 году в рамках ЕврАзЭС Россией, Белоруссией и Казахстаном. С 1 июля 2011 года в рамках Таможенного союза ликвидированы таможенные границы между этими государствами, а с 1 января 2012 года образуется единое экономическое пространство. При этом изменяется законодательство государств-участников в области охраны интеллектуальной собственности, что, несомненно, станет источником многочисленным судебных разбирательств в отношении изобретений и товарных знаков, которые зарегистрированы только в каком-либо из государств, или в отношении аналогичных объектов промышленной собственности, принадлежащих разным лицам в разных государствах. По этой причине охрана изобретений и товарных знаков на территории сразу всех трех государств становится необходимой.
При этом инновационная направленность развития экономик промышленно развитых и особенно развивающихся стран мира приводит к существенному росту числа заявок на изобретения практически во всех патентных ведомствах мира. В связи с этим нагрузка на экспертов постоянно растет и, несмотря на рост производительности труда экспертов, который обеспечивается развитием офисной техники и поисковых систем, наблюдается устойчивая тенденция к увеличению времени рассмотрения заявок на изобретения практически во всех патентных ведомствах. Также развитие международных экономических связей приводит к увеличению числа стран, в которых становится целесообразным получение патента, а это тоже приводит к росту общего числа патентных заявок в мире.
До настоящего времени каждое национальное патентное ведомство проводило собственную экспертизу изобретения, и в мировой патентной системе фактически происходит многократное дублирование процессов экспертизы, несмотря на то, что критерии патентоспособности в разных патентных ведомствах практически совпадают. При использовании системы РСТ (Patent Cooperation Treaty - Договор о патентной кооперации) или права на конвенционный приоритет эти экспертизы проводятся последовательно, и, следовательно, сроки получения патента отодвигаются на время проведения повторной экспертизы.
Темпы развития бизнеса уже давно настоятельно требуют существенного сокращения сроков получения исключительного права на заявляемое техническое решение. Решить эту проблему национальные патентные ведомства пытались и путем расширения штата сотрудников, и путем отмены экспертизы для части заявок (для устройств во многих странах можно получить патент на полезную модель, в отношении которых экспертиза не осуществляется или проводится в упрощенной форме).
Совсем недавно, в 2009 году, с целью исключения процессов дублирования при проведении экспертизы изобретений по существу патентным ведомством Японии была предложена программа РРН (Patent Prosecution Highway), основанная на международном разделении труда между экспертами патентных ведомств разных стран, участвующих в программе PPH, в случае рассмотрения ими одной и той же заявки, поданной в патентное ведомство каждой из этих стран в рамках зарубежного патентования. Программа PPH делает возможным использовать сведения о результатах экспертизы заявки на выдачу патента на изобретение, проведенной экспертами патентного ведомства страны первой подачи заявки, при рассмотрении аналогичной заявки на изобретение экспертами патентного ведомства страны второй подачи заявки.
В настоящее время Роспатент заключил двухсторонние соглашения с патентными ведомствами Японии, Республики Кореи и США, предусматривающие взаимный учет результатов экспертизы по существу по одним и тем же заявкам на выдачу патента на изобретение в каждом из патентных ведомств договаривающихся стран. В мире насчитывается уже 15 патентных ведомств, участвующих в развитии процедуры РРН.
В рамках программы PPH российский заявитель вначале осуществляет подачу национальной заявки в Роспатент, а затем по национальной процедуре или в рамках Договора о патентной кооперации (РСТ) осуществляет зарубежное патентование своего изобретения в патентных ведомствах стран, участвующих в программе PPH, которые проводят экспертизу того же изобретения, поданного ранее в Роспатент. При этом достигается сокращение сроков получения зарубежных патентов за счет ликвидации дублирования процессов экспертизы. Сроки рассмотрения заявок на получение патента в России составляют и в этой процедуре не менее 12 месяцев, а при ведении переписки с ведомством могут достигать нескольких лет.
Раньше Роспатент предусматривал возможность ускорения процедуры до 6 месяцев, и в этом случае можно было бы надеяться на получение патента в зарубежных странах системы PPH примерно за год. Но уже несколько лет процедура ускорения отменена в связи с отсутствием технических возможностей.
Привлекательной альтернативой патенту Российской Федерации, выдаваемому Роспатентом, является Евразийский патент, который можно получить, воспользовавшись Евразийской патентной системой. Для получения Евразийского патента, действующего сразу после выдачи патента на территории всех стран-участниц ЕАПК, подается одна евразийская заявка. Эта заявка может быть подана на любом языке с последующим предоставлением перевода на рабочий язык (русский). Евразийский патент может быть получен на основе международной заявки, поданной по процедуре РСТ. При этом условия патентоспособности изобретения по евразийскому законодательству соответствуют положениям РСТ, Европейской патентной конвенции (ЕПК) и законодательств развитых стран мира. Евразийское патентное ведомство (ЕАПВ) проводит патентный поиск международного типа и экспертизу по существу, обеспечивающие надежность евразийского патента. Ходатайство о проведении экспертизы изобретения по существу может быть подано в течение 6 месяцев с даты публикации отчета о патентном поиске.
Инноваторам и изобретателям следует обратить особое внимание на то, что на всех этапах делопроизводства по заявке предусмотрена возможность ускоренного рассмотрения. Кроме того, для удобства заявителя предусмотрена возможность продления сроков совершения процедурных действий по получению евразийского патента.
После получения патента правообладатель может выбрать страны, в отношении которых евразийский патент будет поддерживаться в силе, сократив тем самым свои расходы на поддержание патента. При этом, как уже отмечалось, первоначально Евразийский патент действует во всех странах региона.
Немаловажно, что для заявителей из государств-участников Евразийской патентной конвенции пошлины за все юридически значимые действия снижены на 90 процентов. Расходы на получение Евразийского патента, действующего в нескольких странах региона, ниже, чем суммарные затраты на получение национальных патентов в этих странах. Уплата пошлин, связанных с получением и поддержанием в силе Евразийского патента в любой стране, производится поэтапно и только в одно ведомство - ЕАПВ.
Таким образом, Евразийский патент можно реально получить в течение 6 месяцев для территории девяти государств СНГ, в том числе для стран Таможенного союза - России, Белоруссии и Казахстана. Такие сроки патентования отражают стремление ЕАПВ соответствовать требованию времени и запросам бизнес-сообщества.
Логичным продолжением политики ЕАПВ, направленной на ускорение патентования и привлечение новых заявителей, будет включение его в систему РРН. Тогда результаты поиска, проведенного ЕАПВ, будут признаваться зарубежными странами, а время получения зарубежных патентов существенно сократится и может стать даже меньше, чем время регистрации по национальной процедуре. Это сделает Евразийский патент еще более привлекательным для изобретателей и инноваторов.
Предложение о введении процедуры РРН в Евразийском ведомстве и заключении соответствующих договоров было направлено в ЕАПВ от имени Международной общественной организации "Совет евразийских патентных поверенных".
А.Д. Кудаков,
президент Международной общественной организации
"Совет евразийских патентных поверенных",
управляющий партнер патентной коллегии "Кудаков и партнеры",
кандидат юридических наук,
кандидат физико-математических наук (г. Москва)
"Имущественные отношения в Российской Федерации", N 3, март 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Имущественные отношения в Российской Федерации"
Общероссийский информационно-аналитический и научно-практический журнал - единственное ежемесячное издание, регулярно освещающее практически все аспекты имущественных отношений в нашей стране, включенное в перечень ВАК.
Авторы - ведущие специалисты крупнейших российских компаний, сертифицированные оценщики, юрисконсульты ведущих фирм России, ученые-исследователи и практики в сфере имущественных отношений, представители министерств и ведомств, занимающиеся вопросами имущественной политики.