Изучаем поправки в законах о страховых взносах
1 января 2012 года вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом N 379-ФЗ*(1) в Закон о страховых взносах*(2) и Закон о пенсионном страховании*(3). В настоящей статье представлен материал о начислении и уплате страховых взносов с учетом основных новаций.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 5 Закона о страховых взносах плательщиками страховых взносов являются организации, которые производят выплаты и перечисляют иные вознаграждения физическим лицам. В силу ст. 2 этого закона к организациям относятся юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ. Учреждения силовых министерств и ведомств согласно отраслевым нормативным документам являются юридическими лицами, а следовательно, попадают под действие Закона о страховых взносах.
В силу ст. 9 Закона о страховых взносах суммы денежного довольствия, выплачиваемые военнослужащим, не подлежат обложению страховыми взносами. Однако выплаты, совершаемые в пользу гражданских лиц (заработная плата, вознаграждения по договорам гражданско-правового характера или трудовому договору), влекут за собой обязанность по исчислению и уплате страховых взносов во внебюджетные фонды.
Вопрос: Какие тарифы страховых взносов следует применять учреждениям силовых министерств и ведомств в 2012 году при начислении страховых взносов?
Напомним, что под тарифом страхового взноса понимается размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов.
В 2011 году тарифы страховых взносов были повышены с 26 до 34% и направлялись в ПФР (26%), ФСС (2,9%), ФФОМС (3,1%) и ТФОМС (2,0%).
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом N 379-ФЗ в ст. 58.2 Закона страховых взносах, общий тариф страховых взносов снижен с 34 до 30% (за счет уменьшения взноса в ПФР). Распределение между внебюджетными фондами выглядит следующим образом: 22% - в ПФР, 2,9% - в ФСС, 5,1% - в ФФОМС.
Для лиц, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, к которым, в частности, относятся и государственные (муниципальные) учреждения, база для начисления страховых взносов с учетом ее индексации составит в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 512 000 руб. нарастающим итогом (Постановление Правительства РФ от 24.11.2011 N 974).
Согласно п. 1 ст. 58.2 Закона о страховых взносах данный тариф применяется в течение 2012-2013 годов. Однако в течение указанного периода сумма превышения предельной величины базы для начисления страховых взносов подлежит обложению в размере 10% перечисляемой в ПФР на финансирование страховой части трудовой пенсии. Таким образом, вводится регрессивная шкала по исчислению страховых взносов в ПФР.
Для учреждений, осуществляющих выплаты в пользу физических лиц, являющихся инвалидами I, II или III группы, п. 2 ст. 58 Закона о страховых взносах распределение тарифа между внебюджетными фондами будет следующим: 16% - в ПФР, 1,9% - в ФСС, 2,3% - в ФФОМС.
Вопрос: Каким образом распределяется совокупный размер страхового тарифа, уплачиваемый в ПФР?
Одним из изменений, внесенных Федеральным законом N 379-ФЗ, является деление тарифа страховых взносов в ПФР на две части: солидарную и индивидуальную (ст. 3, 33.1 Закона о пенсионном страховании).
Солидарная часть предназначена для осуществления солидарных расходов фонда, то есть расходов на выплату фиксированного базового размера трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию, и иные цели, предусмотренные законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании.
Индивидуальная часть предназначена для формирования денежных средств застрахованного лица, в частности определения размера накопительной части трудовой пенсии и других выплат за счет пенсионных накоплений.
Таким образом, распределение общего тарифа страхового взноса в ПФР (22%) выглядит следующим образом:
- в пределах предельной величины базы (512 000 руб.) для начисления страховых взносов:
Страховая часть трудовой пенсии | Накопительная часть трудовой пенсии | |
Для лиц 1966 года рождения и старше | Для лиц 1967 года рождения и моложе | Для лиц 1967 года рождения и моложе |
- 6% - солидарная часть тарифа страховых взносов; - 16% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов | - 6% - солидарная часть тарифа страховых взносов; - 10% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов | 6% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов |
- свыше установленной предельной базы (512 000 руб.) для начисления страховых взносов:
Страховая часть трудовой пенсии | Накопительная часть трудовой пенсии | |
Для лиц 1966 года рождения и старше | Для лиц 1967 года рождения и моложе | Для лиц 1967 года рождения и моложе |
10% - солидарная часть тарифа страховых взносов | 10% - солидарная часть тарифа страховых взносов | 0% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов |
Для учреждений, осуществляющих выплаты в пользу лиц, являющихся инвалидами I, II или III группы, распределение общего размера страхового тарифа в ПФР (16%) выглядит следующим образом:
Страховая часть трудовой пенсии | Накопительная часть трудовой пенсии | |
Для лиц 1966 года рождения и старше | Для лиц 1967 года рождения и моложе | Для лиц 1967 года рождения и моложе |
16% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов | 10% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов | 6% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов |
Вопрос: Коснулись ли изменения сроков уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды?
Сроков уплаты страховых взносов изменения не коснулись. Как и ранее, согласно п. 4 ст. 15 Закона о страховых взносах в течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. В Информационном сообщении ПФР от 08.12.2011 "Изменения для плательщиков страховых взносов" напоминается, что отчетность во внебюджетные фонды необходимо будет представлять не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом, полугодием, девятью месяцами и календарным годом). Таким образом, последними датами сдачи отчетности в 2012 году становятся 15 февраля, 15 мая, 15 августа и 15 ноября. Ежеквартально надо будет сдавать не только расчеты по страховым взносам в ПФР и ФФОМС, но и сведения по персонифицированному учету в режиме "одного окна", что позволит организациям сэкономить время.
Как и в 2011 году, работодатели, численность сотрудников которых по состоянию на 1 января 2012 года составит более 50 человек, должны представлять отчетность в электронном виде с электронной подписью.
Вопрос: Есть ли какие-либо изменения, касающиеся контрольных процедур, проводимых органами ПФР и ФСС?
Изменений, затрагивающих контрольные мероприятия, проводимые ПФР и ФСС, не внесено. Как и ранее, гл. 5 Закона о страховых взносах предусматривает два вида проверок - камеральные и выездные. Статьи этой главы определяют порядок проведения камеральной и выездной проверок, доступа должностных лиц органа контроля за уплатой страховых взносов на территорию или в помещение для проведения выездной проверки, истребования документов при проведении проверки, оформления результатов проверки и вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки.
Одним из новшеств, которые следует отметить, является порядок вручения акта проверки и решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение правонарушения. В соответствии с п. 4 ст. 38 и п. 13 ст. 39 Закона о страховых взносах контрольные органы с 01.01.2012 могут их вручить плательщику страховых взносов одним из выбранных ими способов:
- лично под расписку;
- по почте заказным письмом. В этом случае решение считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма;
- в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов решения о взыскании в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов (п. 6 ст. 19 Закона о страховых взносах).
Вопрос: Произошли ли изменения в части применения штрафных санкций к плательщикам страховых взносов, нарушившим нормы Закона о страховых взносах?
На основании ст. 28 и пп. 1 п. 9 ст. 15 Закона о страховых взносах плательщики обязаны представлять в установленном порядке в контрольный орган по месту учета:
- расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам;
- документы, подтверждающие правильность исчисления и полноту уплаты (перечисления) страховых взносов.
Вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам, предусмотренным пп. 1 п. 9 ст. 15 Закона о страховых взносах, плательщик представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, установленные в соответствии с Федеральным законом N 27-ФЗ*(4). Срок представления организацией истребованных документов составляет десять дней (п. 5 ст. 37 Закона о страховых взносах).
Обращаем ваше внимание, что с 01.01.2012 в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом N 379-ФЗ, штраф за непредставление плательщиком документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов, увеличен с 50 до 200 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона о страховых взносах).
Следует также отметить, что усилена ответственность за несоблюдение представления расчета по страховым взносам. В силу пп. 3 п. 2 ст. 28 Закона о страховых взносах нарушитель будет привлечен к ответственности в виде наложения штрафа в размере 5% суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб.
Несоблюдение порядка представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в контрольный орган в электронном виде влечет взыскание штрафа в размере 200 руб.
С. Валова,
эксперт журнала "Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 03.12.2011 N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды".
*(2) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
*(3) Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
*(4) Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"