Имеет ли право муниципальное автономное учреждение культуры заключать без проведения процедур, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ, договоры на поставку товаров, оказание услуг, выполнение работ (в том числе ремонтно-строительных) на сумму, превышающую 400 000 руб.?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Автономные учреждения не подпадают под действие Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ и вправе заключать договоры на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг без соблюдения соответствующих процедур независимо от цены договора.
Обоснование вывода:
С 1 января 2011 года согласно Федеральному закону от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" в России действуют три вида государственных или муниципальных учреждений: казенные, бюджетные, автономные (пп. "а" п. 3 ст. 5 указанного закона).
Бюджетные и казенные учреждения при размещении заказов в целях удовлетворения потребностей в товарах, работах, услугах обязаны руководствоваться Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).
На автономные учреждения данный закон не распространяется по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона N 94-ФЗ государственными и муниципальными заказчиками выступают государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. В числе иных заказчиков названы бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения.
Автономные учреждения в данной норме не поименованы.
Перечень получателей бюджетных средств приведен в ст. 6 БК РФ, которая практически полностью воспроизводит круг лиц, указанных в ч. 1 ст. 4 Закона N 94-ФЗ. При этом из учреждений к получателям бюджетных средств отнесены только казенные учреждения. В отношении автономных учреждений какие-либо нормы об отнесении их к получателям средств бюджетов отсутствуют. Таким образом, автономные учреждения не являются получателями бюджетных средств.
Таким образом, поскольку автономные учреждения не относятся к числу государственных или муниципальных заказчиков, не являются получателями бюджетных средств, они не обязаны соблюдать процедуры, установленные Законом N 94-ФЗ. Это неоднократно разъяснялось в письмах Минэкономразвития России (смотрите, например, письма от 18.01.2008 N Д04-90, от 02.02.2009 N Д05-490, от 10.02.2009 N Д22-1527, от 27.07.2011 N Д28-173).
Отметим также, что с 1 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ). Этот закон применяется, в том числе, и к автономным учреждениям (пп. 1 п. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ). При осуществлении закупки автономное учреждение должно будет руководствоваться Положением о закупках, утвержденным наблюдательным советом учреждения и размещенным на официальном сайте положения о закупках (ч. 1, п. 3 ч. 3 ст. 2 и ст. 4 Закона N 223-ФЗ). Если заказчиком в течение трех месяцев со дня вступления в силу данного закона не будет размещено положение о закупках, при закупке он должен будет руководствоваться положениями Закона N 94-ФЗ до дня размещения на официальном сайте положения о закупках (ч. 4 ст. 8 Закона N 223-ФЗ).
Однако Закон N 223-ФЗ к муниципальным автономным учреждениям будет применяться с 1 января 2014 года, если более ранний срок не предусмотрен представительным органом муниципального образования (ч. 8 ст. 8 Закона N 223-ФЗ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Кузьмина Анна
28 февраля 2012 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.