Налог на роскошество. Красиво жить не запретишь
Попытки ввести налог на роскошь предпринимались всегда. Идея заставить богатых платить дань за свою расточительность казалась людям разумной и справедливой. До тех пор, пока не вставал резонный вопрос: а что, собственно, следует считать роскошью?
"Роскошь есть всякая трата, выходящая за пределы необходимого", - считал немецкий философ Вернер Зомбарт, посвятивший роскоши целый научный труд под названием "Любовь, роскошь и капитализм". "Роскошь - это излишество удобств, хвастливой тороватости, расточительность на насущное, на убранства, пищу, на все жизненные потребности", - так определял это понятие выдающий русский лингвист и этнограф Владимир Даль. Судя по этим толкованиям, к роскоши следует относить все, без чего "можно прожить". Трудно, но можно прожить без автомобиля, компьютера и даже мобильного телефона. Однако это совсем не значит, что их можно отнести к предметам роскоши. Потому что для того, чтобы прослыть "роскошником", недостаточно просто сверхпотреблять - нужно делать это демонстративно.
"Неполно счастье тех, чье богатство никому не ведомо", - писал древнеримский философ Апулей. Этот афоризм в полной мере относится к тем, кто стремится утопить себя в роскоши. В Древней Греции, а позже и в Древнем Риме богатых людей нередко обязывали пускать часть своих личных средств на общественные нужды. Но и тут состоятельные горожане стремились перещеголять друг друга: кто сможет с показной легкостью позволить себе отдать в бюджет больше. Были и законы, которые регламентировали даже количество столового серебра в доме, а также пышность званых обедов, свадеб и похорон.
К предметам роскоши в те века относилась прежде всего изысканная еда, а также дорогая одежда и элементы убранства дома (фрески, статуи). Затем этот список пополнился военными трофеями, зато перестало считаться роскошью рабовладение. Рабов в своем доме имел практически каждый свободный гражданин. Правда, там, где всем обычно было достаточно только одного слуги, роскошник стремился завести пятерых. Доходило до того, что особенно состоятельные люди выходили на улицу в сопровождении целой толпы рабов. У каждого из невольников была своя обязанность: поддерживать подол одежды, раздавать милостыню за своего господина, напоминать ему имена встречных, которых следовало поприветствовать, выполнять функции курьеров, посыльных, охранников, носильщиков и так далее.
Все могут короли
Роскошь всегда сопровождала жизнь правителей. Более того, богатство правителя нередко было частью личных амбиций рядового гражданина. До сих пор многие народные сказки, особенно восточных народов, хранят память о том, как простые люди из разных мест "меряются" богатством своих ханов, баев и султанов, стараясь перещеголять друг друга в красочности рассказов.
Но все излишества Древнего мира меркнут в сравнении с той роскошью, которую ввели в обиход французские монархи. Пышные наряды, вычурные убранства дворцов, конюшни из сотен породистых лошадей, ежедневные званые обеды и ужины - все это быстро стало нормой жизни для французского дворянства.
У французских королей было роскошным все, начиная от кровати, чья стоимость была сопоставима с размером годового бюджета небольшого города, до батистовых платочков, которые использовались ими вместо туалетной бумаги. Демонстративное пускание денег на ветер - вот бонтон придворных дам и господ всех эпох французской монархии. Умеренность в тратах служила явным сигналом того, что дворянин близок к финансовому краху. Чтобы не прослыть нищебродами, дворянам приходилось бесконечно одалживать деньги у ростовщиков или перезакладывать последнее имущество. Полученные суммы тратились отнюдь не на предметы первой необходимости. Гораздо важнее было пустить пыль в глаза всем остальным, например, послав дорогой подарок даме сердца.
Почему жизнь в роскоши стала необходимым атрибутом успешной жизни? Зомбарт полагает, что роскошь всегда соседствует с честолюбием и погоней за влиянием, однако ее основой являются эротические и чувственные инстинкты: "Люди стремятся возвыситься над другими посредством количества затрат или размеров имущества: человек приобретает влияние благодаря или числу принадлежащих ему рабов, или обширности его земельных владений, или денежному богатству или, наконец, высокому рангу. Личный, материалистический, характер роскошь может приобрести только под влиянием чувственности, следовательно, только там, где эротика имеет решающее влияние на весь уклад жизни".
И в самом деле чрезмерная расточительность французских королей всячески подогревалась их любовными утехами. Каждая новая фаворитка своими капризами могла буквально опустошить королевскую казну. И каждая последующая стремилась перещеголять в этом предшественницу. По мере сил дворяне стремились не отставать от его величества.
Роскошь или необходимость?
В списке предметов роскоши за историю человечества побывало едва ли не все, что нас окружает. Соль и сахар, кофе и чай, табак и приправы, "заморские вина", сладости и мороженое, обилие одежды и обуви, ювелирные украшения, шелк и фарфор, плоские зеркала, поездка по железной дороге, домашний скот, личный автомобиль и компьютер, собственная яхта и самолет - вот краткий перечень того, что в разные времена побывало в законодательно утвержденных перечнях излишеств. К примеру, в Великобритании времен Второй мировой войны к предметам роскоши относились шляпы, перчатки, бумажники, подтяжки и даже носовые платки.
В СССР излишеством было объявлено все заграничное. Поначалу большевики, ориентированные на показной аскетизм, внесли в перечень "второстепенных товаров" еще и соль, мед, чай, кофе, свечи и водку, но затем постепенно откорректировали этот список. С точки зрения закона соль перестала быть роскошью лишь в 1927 году - как раз тогда, когда к излишествам были причислены все парфюмерно-косметические товары.
В советской реальности в условиях постоянного дефицита в разряд предметов роскоши могло попасть все, что угодно. Джинсы, сырокопченая колбаса, холодильник и туалетная бумага. Однако введение дополнительных акцизов на ввоз и продажу иностранного табака, алкоголя, духов и т.д. было не столько "налогом на роскошь", сколько "запретительной пошлиной", призванной и экономически, и идеологически защитить неконкурентоспособного советского производителя и оградить потребителей от "тлетворного влияния Запада".
Поток товаров, хлынувший после падения "железного занавеса", моментально перекроил систему ценностей рядовых постсоветских потребителей. "Кока-кола" и "Пепси" из разряда роскошеств переместились в число совершенно заурядных товаров, и иностранные сигареты, хоть и остались подакцизными, тоже мгновенно перестали считаться роскошью. Даже автомобили уже давно, как известно, не роскошь, а средство передвижения. Хотя не все.
Список предметов, так или иначе относящихся к категории роскошных, напоминает зыбкий узор в калейдоскопе, который с каждым движением складывается в новую картинку. Давно подмечено: то, что для одного поколения является роскошью, для последующего становится насущной необходимостью. Нагляднее всего это подтверждает история мобильных телефонов и компьютеров, которые еще лет 15 назад считались излишествами, а сегодня во многих странах уже включены в число предметов первой необходимости. К примеру, на Украине с этого года официальная потребительская корзина включает в себя такие недавние роскошества, как услуги няни, платную медицину, аренду жилья, ноутбук и флэшку.
В России в последнее десятилетие сформировался свой тренд: у нас демонстративная расточительность свидетельствует прежде всего о близости к власти, а одними из самых главных роскошников являются чиновники и руководители страны, прославившиеся строительством шикарных резиденций и покупкой баснословно дорогих наручных часов. Может быть, поэтому наши законодатели, решив вводить налог на роскошь, так и не могут определить, что же в России должно считаться излишеством. Их можно понять: сейчас они, как никогда, рискуют оказаться в положении унтер-офицерской вдовы, которая "высекла сама себя". Ведь что для одних роскошь, для других - норма жизни.
Ю. Земцова
"Финансовая газета", N 9, март 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство финансов Российской Федерации, ООО "Международная Медиа Группа"
Газета зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Регистрационное свидетельство ПИ N ФС77-38355 от 15 декабря 2009 г.
Издается с июля 1991 г.