Как изменились штрафы за непредставление отчетности в ПФР с 01.01.2012?
В территориальные органы ПФР плательщики страховых взносов представляют два вида отчетности - расчет по форме РСВ-1 *(1) и индивидуальные сведения*(2).
Обязанность представлять расчет РСВ-1 установлена пп. 1 п. 9 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ*(3), индивидуальные сведения - ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ*(4).
С 01.01.2011 плательщики страховых взносов обязаны представлять данные отчеты одновременно: вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам плательщик представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, установленные в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (пп. 1 п. 9 ст. 15 Федерального закона N 27-ФЗ).
Поскольку обязанность представлять данные формы отчетности установлена двумя законами, каждый из них содержит и нормы, предусматривающие ответственность за их непредставление.
Согласно ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в ПФР. Взыскание указанной суммы производится органами ПФР в судебном порядке.
Нормы, устанавливающие ответственность за непредставление расчета по форме РСВ-1, претерпели изменения. Данные изменения внесены Федеральным законом N 379-ФЗ*(5).
С 01.01.2012 ответственность за непредставление расчета по форме РСВ-1 предусмотрена в виде штрафа в размере 5% суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб.
Напомним, что ранее эта норма определяла ответственность в зависимости от срока, в течение которого отчетность не была представлена, - полугодия или больше. Так, на основании ст. 46 Федерального закона N 212-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2012, непредставление плательщиком страховых взносов в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета влекло взыскание штрафа в размере 5% суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб. При этом, если плательщик страховых взносов не представил расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов в течение более 180 календарных дней, по истечении установленного срока представления такого расчета налагался штраф в размере 30% суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, и 10% суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1 000 руб.
Таким образом, можно сказать, что не представлять "нулевой" расчет в течение срока до полугода стало дороже в десять раз: штраф вырос со 100 до 1 000 руб. При этом непредставление отчетности, содержащей данные и суммы страховых взносов к уплате, в течение срока, превышающего полгода, "подешевело": ранее верхний предел для такого правонарушения предусмотрен не был, теперь же он ограничивается 30% суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода.
Также следует отметить, что с 01.01.2012 введена ответственность за несоблюдение порядка (формы) представления отчетности. Напомним, что для организаций предусмотрена обязанность представлять отчетность в электронном виде, если среднесписочная численность их работников превысила установленный предел (50 человек).
Согласно п. 10 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 50 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют расчеты по форме РСВ-1 в орган контроля за уплатой страховых взносов по установленным форматам в форме электронных документов, порядок оформления которых определяется Правительством РФ, если иной порядок представления сведений, отнесенных к государственной тайне, не предусмотрен законодательством РФ. При представлении расчетов в форме электронных документов орган контроля за уплатой страховых взносов обязан направить подтверждение приема указанных расчетов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Ранее, если организация представляла отчетность на бумаге, законодательство не предусматривало ответственности за нарушение порядка представления. С 01.01.2012 порядок изменился. Согласно п. 2 ст. 46 Федерального закона N 212-ФЗ в редакции Федерального закона N 379-ФЗ несоблюдение порядка представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов в электронном виде в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей.
С.П. Павленко,
начальник отдела страховых взносов Департамента
развития социального страхования и государственного
обеспечения Минздравсоцразвития РФ
1 марта 2012 г.
"Налоговая проверка", N 2, март-апрель 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.11.2009 N 894н.
*(2) Формы документов индивидуального (персонифицированного) учета утверждены Постановлением Правления ПФ РФ от 31.07.2006 N 192п "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению".
*(3) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
*(4) Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
*(5) Федеральный закон от 03.12.2011 N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"