Организационно-правовые проблемы осуществления нотариальных действий воинскими должностными лицами
В правоприменительной практике нередко возникают трудности, связанные с регламентацией нотариальных действий. Хотя эти проблемы организационного характера, но они отрицательно сказываются на процедуре совершения нотариальных действий, влекущих гражданско-правовые последствия.
Одним из таких актуальных проблемных вопросов в указанной сфере правоотношений является правовое регулирование совершения нотариальных действий уполномоченными воинскими должностными лицами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в других войсках, воинских формированиях и органах.
От правильной организации данного вопроса и его надлежащего правового регулирования зависит создание нормальных условий жизни, быта и деятельности войск, а также защита прав военнослужащих.
Неурегулированность данной сферы правоотношений и отдельные нарушения исполнительской дисциплины со стороны уполномоченных органов военного управления и иных должностных лиц создают предпосылки как к нарушению прав военнослужащих, так и к нарушению основополагающих принципов делопроизводства в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.
В п. 4 ст. 22 Федерального закона "О статусе военнослужащих" указано, что командиры воинских частей как должностные лица органов исполнительной власти совершают нотариальные действия с участием военнослужащих и граждан, призываемых (поступающих) на военную службу, членов их семей в случаях и порядке, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Положения ст. 3 Федерального закона "О социальных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных на территориях Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики, а также лицам, работающим в этих формированиях" от 30 декабря 2006 г. N 284-ФЗ содержат, на взгляд автора статьи, иную категорию граждан, в отношении которых могут совершаться нотариальные действия воинскими должностными лицами. К указанным гражданам относятся граждане Российской Федерации из числа лиц, работающих в воинских формированиях, и членов их семей.
Как в п. 4 ст. 22 Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и в ст. 3 Федерального закона "О социальных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных на территориях Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики, а также лицам, работающим в этих формированиях" имеются ссылки на федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации относительно случаев и порядка применения нотариальных действий воинскими должностными лицами.
К указанным нормативным правовым актам в настоящее время относятся только п. 3 ст. 185 ГК РФ и п. 1 ст. 1127 ГК РФ.
До недавнего времени перечень указанных нормативных правовых актов был более обширен и детально регламентировал деятельность воинских должностных лиц по совершению нотариальных действий (или действий, приравненных к нотариальным).
К таким нормативным правовым актам, в частности, относились:
1) Инструкция о порядке удостоверения завещаний и доверенностей командирами (начальниками) воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, начальниками, их заместителями по медицинской части, старшими и дежурными врачами госпиталей, санаториев и других военно-лечебных учреждений, утвержденная Минюстом СССР по согласованию с Минобороны СССР 15 марта 1974 г. (приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 19 февраля 2002 г. N 52 указанная Инструкция признана не действующей на территории Российской Федерации);
2) приложение N 43 к Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 мая 1999 г. N 170 (приказом Министра обороны Российской Федерации от 19 августа 2009 г. N 879 вышеназванный приказ признан утратившим силу с 15 сентября 2009 г.);
3) Инструкция о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти, утвержденная Министерством юстиции Российской Федерации 19 марта 1996 г. (приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27 декабря 2007 г. N 256 названная Инструкция признана утратившей силу с 15 января 2008 г.).
Нормативными правовыми актами, которыми ранее и в настоящее время косвенно руководствовались и руководствуются воинские должностные лица, совершая определенные нотариальные действия, являлись и являются:
1) приказ Министерства юстиции Российской Федерации "Об утверждении Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации" от 15 марта 2000 г. N 91;
2) Инструкция о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений и муниципальных районов, утвержденная приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27 декабря 2007 г. N 256.
Представляется, что ни Инструкция о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти, ни Инструкция о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений, ни приказ Министерства юстиции Российской Федерации "Об утверждении Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации" не отражали и не отражают специфики совершения нотариальных действий воинскими должностными лицами.
Указанное обстоятельство привело, например, к тому, что в Вооруженных Силах Российской Федерации воинские должностные лица, наделенные правом совершать нотариальные действия, до февраля 2002 г. официально пользовались Инструкцией о порядке удостоверения завещаний и доверенностей командирами (начальниками) воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, начальниками, их заместителями по медицинской части, старшими и дежурными врачами госпиталей, санаториев и других военно-лечебных учреждений, утвержденной Минюстом СССР 15 марта 1974 г.
Вместе с тем, автору статьи приходится констатировать и тот факт, что вышеуказанной Инструкцией воинские должностные лица продолжают неофициально руководствоваться вплоть до настоящего времени ввиду отсутствия какого-либо действующего нормативного правового акта, детально регламентирующего деятельность воинских должностных лиц по совершению нотариальных действий.
В настоящее время воинские должностные лица Вооруженных Сил Российской Федерации при совершении нотариальных действий официально могут руководствоваться только положениями ГК РФ (в частности, п. 3 ст. 185, п. 1 ст. 1127).
Таким образом, в законодательстве Российской Федерации отсутствуют нормативные правовые акты, как на законодательном, так и на подзаконном уровне, детально регламентирующие деятельность воинских должностных лиц по совершению конкретных нотариальных действий (действий, приравненных к нотариальным).
Как показывает практика, нередко соответствующие командиры (начальники) нарушают требования, предъявляемые к совершению нотариальных действий, что вызвано не только низким уровнем правовой культуры и дисциплины, но и отсутствием определенных методических указаний по применению тех или иных положений законодательства в условиях деятельности федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрено прохождение военной службы.
В соответствии с Положениями п. 4 ст. 22 Федерального закона "О статусе военнослужащих", п. 3 ст. 185, п. 1 ст. 1127 ГК РФ к воинским должностным лицам, правомочным совершать определенные нотариальные действия, относятся:
1) командиры воинских частей, соединений, учреждений или заведений;
2) начальники и главных врачей госпиталей, санаториев и других военно-лечебных учреждений, их заместители по медицинской части, старшие или дежурные врачи указанных учреждений;
3) капитаны судов, находящихся в плавании (во время плавания);
4) начальники мест лишения свободы - командиры дисциплинарных воинских частей.
Указанные нормативные правовые акты к перечню нотариальных действий, которые правомочны совершать воинские должностные лица в настоящее время, относят:
1) удостоверение доверенностей (приравниваются к нотариально удостоверенным);
2) удостоверение завещаний (приравниваются к нотариально удостоверенным).
В то же время положения ст.ст. 37 и 39 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I не относят должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение военной службы, к числу субъектов, наделенных правом совершать нотариальные действия.
Расхождение в субъектном составе должностных лиц, правомочных совершать нотариальные действия, содержащемся в п. 3 ст. 185, п. 1 ст. 1127 ГК РФ и ст.ст. 37, 39 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I, является правовой коллизией, которая порождает неопределенность в правоприменительной практике.
Следует констатировать также факт отсутствия на законодательном уровне детализированного перечня действий, приравниваемых к нотариальным, которые вправе совершать командиры воинских частей и иные должностные лица органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, в отношении военнослужащих, граждан, призываемых (поступающих) на военную службу, членов их семей и иных лиц, указанных в законе.
В настоящее время не урегулирован порядок совершения нотариальных действий в условиях чрезвычайного и военного положений.
Не находят своего практического применения положения о взимании государственной пошлины за совершение нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрено прохождение военной службы. В связи с этим возникают вопросы о финансировании соответствующей деятельности со стороны федерального бюджета. Эти положения, как представляется, требуют детального правового разъяснения и анализа.
Также весьма актуальной является правильная организация совершения нотариальных действий командирами (начальниками) соответствующих военных организаций с участием не только военнослужащих, но и других лиц в тех местностях, где отсутствуют нотариальные конторы.
Следует отметить тот факт, что в действующей редакции Основ законодательства Российской Федерации о нотариате определено, что органы исполнительной власти могут совершать соответствующие действия лишь в том случае, если в населенном пункте, где они расположены, отсутствует нотариус, причем, в отличие от ранее действовавшего законодательства, не обязательно работающий в государственной нотариальной конторе, а в любой.
В законодательстве, регламентирующем деятельность воинских должностных лиц по совершению нотариальных действий, отсутствует понятийный аппарат, что в правоприменительной практике порождает неоднозначное трактование соответствующих норм.
Отдельным моментом, требующим особого внимания, является отсутствие надлежащих контроля и ответственности при совершении нотариальных действий воинскими должностными лицами.
Все указанные выше проблемные вопросы в сфере правового регулирования организации совершения нотариальных действий воинскими должностными лицами определяют актуальность совершения нотариальных действий воинскими должностными лицами и требуют незамедлительного решения как в теоретическом (посредством проведения соответствующих исследований), так и в практическом плане (внесение конкретных предложений по совершенствованию нормативных правовых актов в указанной области).
Нам представляется, что общее состояние системы современного законодательства в области совершения нотариальных действий должностными лицами в федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, свидетельствует о его несовершенстве и необходимости устранения пробелов и противоречий.
По мнению автора, статьи вышеуказанная ситуация сложилась под влиянием ряда объективных обстоятельств, к числу которых, в частности, можно отнести следующие:
- система законодательства, регулирующая совершение нотариальных действий должностными лицами в федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, отстает в развитии от общественных отношений, характеризующихся динамичностью;
- в нормотворческом процессе, в том числе по созданию норм права, регулирующих общественные отношения в области совершения нотариальных действий должностными лицами в федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, задействованы не все органы государственной власти, которые должны принимать в этом участие.
Для устранения пробелов и коллизий в нормативных правовых актах, регулирующих организацию совершения нотариальных действий воинскими должностными лицами, автору статьи представляется целесообразным внести изменения в содержание следующих действующих нормативных правовых актов:
- абз. 2 ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате изложить в следующей редакции: "Нотариальные действия в Российской Федерации совершают в соответствии с настоящими Основами нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой, а в исключительных случаях и иные лица, указанные в настоящих Основах";
- ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации дополнить абзацем следующего содержания: "Право совершать нотариальные действия, предусмотренные статьей 37.1 настоящих Основ, имеют следующие воинские должностные лица: командиры воинских частей, соединений, учреждений или военно-учебных заведений; начальники и главные врачи госпиталей, санаториев и других военно-лечебных учреждений, их заместители по медицинской части, старшие или дежурные врачи указанных учреждений; капитаны военных судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации; начальники мест лишения свободы (командиры дисциплинарных воинских частей)";
- Основы законодательства Российской Федерации о нотариате дополнить ст. 37.1 следующего содержания:
"Статья 37.1. Нотариальные действия, совершаемые воинскими должностными лицами.
1. Командиры (начальники) воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений в отношении военнослужащих, работающих в этих частях гражданских лиц, а в пунктах дислокации воинских частей, где нет нотариусов, также в отношении членов их семей и членов семей военнослужащих, имеют право совершать следующие нотариальные действия:
1) удостоверять завещания;
2) удостоверять доверенности;
3) свидетельствовать верность копий документов и выписок из них;
4) свидетельствовать подлинность подписи на документах.
К членам семей гражданских лиц, работающих в воинских частях, соединениях, учреждениях и военно-учебных заведениях, указанных в настоящем пункте, относятся:
- супруга (супруг);
- несовершеннолетние дети;
- дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;
- дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;
- лица, находящиеся на иждивении.
2. Начальники госпиталей, санаториев и других военно-лечебных учреждений в отношении военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в указанных учреждениях, имеют право совершать следующие нотариальные действия:
1) удостоверять завещания;
2) удостоверять доверенности;
3) свидетельствовать верность копий документов и выписок из них;
4) свидетельствовать подлинность подписи на документах.
Главные врачи госпиталей, санаториев и других военно-лечебных учреждений, их заместители по медицинской части, старшие или дежурные врачи указанных учреждений в отношении военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в военно-лечебных учреждениях, имеют право совершать следующие нотариальные действия:
1) удостоверять завещания;
2) удостоверять доверенности.
3. Капитаны военных судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, в отношении граждан, находящихся на этих судах, во время плавания имеют право совершать следующие нотариальные действия:
1) удостоверять завещания;
2) удостоверять доверенности;
3) свидетельствовать верность копий документов и выписок из них;
4) свидетельствовать подлинность подписи на документах.
4. Начальники мест лишения свободы (командиры дисциплинарных воинских частей) в отношении граждан, находящихся в местах лишения свободы, имеют право совершать следующие нотариальные действия:
1) удостоверять завещания;
2) удостоверять доверенности;
3) свидетельствовать верность копий документов и выписок из них;
4) свидетельствовать подлинность подписи на документах.
5. Нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрено прохождение военной службы, воинским должностным лицам может быть предоставлено право на совершение иных нотариальных действий.
Примечание. Под воинским должностным лицом в настоящей статье и других статьях настоящего Закона понимается физическое лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в федеральном органе исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба. В рамках настоящей статьи и других статей настоящего Закона к воинским должностным лицам относятся: командиры (начальники) воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений; начальники и главные врачи госпиталей, санаториев и других военно-лечебных учреждений, их заместители по медицинской части, старшие или дежурные врачи, указанных учреждений; капитаны военных судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации; начальники мест лишения свободы - командиры дисциплинарных воинских частей...";
- ст. 39 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате дополнить абзацем следующего содержания: "Порядок совершения нотариальных действий воинскими должностными лицами устанавливается Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий, утверждаемой Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба";
- подп. 2 п. 3 ст. 185 ГК РФ изложить в следующей редакции: "...доверенности военнослужащих, работающих в частях, соединениях, учреждениях и военно-учебных заведениях гражданских лиц, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, также доверенности членов их семей и членов семей военнослужащих, удостоверенные командиром (начальником) этих части, соединения, учреждения или заведения";
- п. 3 ст. 185 ГК РФ дополнить подп. 5 следующего содержания: "...доверенности граждан, находящихся во время плавания на судах, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, удостоверенные капитанами этих судов";
- из ст. 22 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ исключить п. 4; из названия ст. 22 исключить слова "Совершение нотариальных действий с участием военнослужащих и членов их семей";
- Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ дополнить ст. 22.1 следующего содержания: "Совершение нотариальных действий воинскими должностными лицами с участием военнослужащих, членов их семей и иных лиц, указанных в законе.
1. Командиры (начальники) воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений в отношении военнослужащих, работающих в этих частях гражданских лиц, а в пунктах дислокации воинских частей, где нет нотариусов, также в отношении членов их семей и членов семей военнослужащих, имеют право совершать следующие нотариальные действия:
1) удостоверять завещания;
2) удостоверять доверенности;
3) свидетельствовать верность копий документов и выписок из них;
4) свидетельствовать подлинность подписи на документах.
К членам семей гражданских лиц, работающих в воинских частях, соединениях, учреждениях и военно-учебных заведениях, указанных в настоящем пункте, относятся:
- супруга (супруг);
- несовершеннолетние дети;
- дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;
- дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;
- лица, находящиеся на иждивении.
2. Начальники госпиталей, санаториев и других военно-лечебных учреждений в отношении военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в указанных учреждениях, имеют право совершать следующие нотариальные действия:
1) удостоверять завещания;
2) удостоверять доверенности;
3) свидетельствовать верность копий документов и выписок из них;
4) свидетельствовать подлинность подписи на документах.
Главные врачи госпиталей, санаториев и других военно-лечебных учреждений, их заместители по медицинской части, старшие или дежурные врачи указанных учреждений в отношении военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в военно-лечебных учреждениях, имеют право совершать следующие нотариальные действия:
1) удостоверять завещания;
2) удостоверять доверенности.
3. Капитаны военных судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, в отношении граждан, находящихся на этих судах, во время плавания имеют право совершать следующие нотариальные действия:
1) удостоверять завещания;
2) удостоверять доверенности;
3) свидетельствовать верность копий документов и выписок из них;
4) свидетельствовать подлинность подписи на документах.
4. Начальники мест лишения свободы (командиры дисциплинарных воинских частей) в отношении граждан, находящихся в местах лишения свободы, имеют право совершать следующие нотариальные действия:
1) удостоверять завещания;
2) удостоверять доверенности;
3) свидетельствовать верность копий документов и выписок из них;
4) свидетельствовать подлинность подписи на документах.
5. Нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрено прохождение военной службы, воинским должностным лицам может быть предоставлено право на совершение иных нотариальных действий.
6. Порядок совершения нотариальных действий воинскими должностными лицами устанавливается инструкцией о порядке совершения нотариальных действий, утверждаемой Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба".
В свою очередь, проблема отсутствия в законодательстве Российской Федерации нормативных правовых актов, детально регламентирующих деятельность воинских должностных лиц по совершению конкретных нотариальных действий (действий, приравненных к нотариальным), может быть устранена разработкой и принятием Министерством юстиции Российской Федерации, после предварительного согласования с федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, следующих нормативных правовых актов:
- инструкции о порядке совершения воинскими должностными лицами нотариальных действий в мирное время;
- инструкции о порядке совершения воинскими должностными лицами нотариальных действий в режиме военного положения.
При разработке инструкций о порядке совершения воинскими должностными лицами нотариальных действий в мирное время и в режиме военного положения целесообразно учитывать уже разработанные Методические рекомендации по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 15 марта 2000 г. N 91, положения Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27 декабря 2007 г. N 256.
А.Г. Гурьянов,
помощник нотариуса города Москвы
"Право в Вооруженных Силах", N 2, февраль 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Организационно-правовые проблемы осуществления нотариальных действий воинскими должностными лицами
Автор
А.Г. Гурьянов - помощник нотариуса города Москвы
"Право в Вооруженных Силах", 2012, N 2