Трудовой стаж и его виды
Трудовая деятельность каждого человека когда-нибудь заканчивается (для кого-то - к счастью, для кого-то - к сожалению), и он уходит на заслуженный отдых. От того, сколько лет (месяцев, дней) человек посвятил работе, в каких условиях он работал, в каком размере отчислялись страховые взносы, зависит, какая пенсия ему положена: по старости, выслуге лет или другой вид пенсии. Одним из основных условий назначения работнику пенсии, а также получения им определенных льгот и пособий во время трудовой деятельности является его трудовой стаж. В статье рассмотрим, что такое трудовой стаж, какие виды стажа существуют и в каких целях применяются.
Трудовой стаж - это продолжительность трудовой или общественной деятельности, которая исчисляется в предусмотренном законом порядке. Для чего же он нужен? Статья 314 ТК РФ гласит, что установление и исчисление трудового стажа необходимо для получения гарантий и компенсаций. Порядок установления и исчисления стажа определяется Правительством РФ.
В настоящее время можно выделить следующие виды трудового стажа (в зависимости от назначения):
- общий;
- страховой;
- непрерывный;
- специальный;
- по специальности.
Кроме периодов, когда лицо осуществляло трудовую или общественную деятельность, в трудовой стаж могут включаться периоды, когда трудовая деятельность не осуществлялась. Перечни таких периодов в зависимости от вида стажа установлены законодательством РФ.
Согласно действующему законодательству для каждого вида трудового стажа существуют свои правила исчисления (как общие, так и специальные). Общий порядок предусмотрен Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 N 555 (далее - Правила N 555). Специальные правила подсчета стажа определены, например, постановлениями Правительства РФ от 04.07.2002 N 498 *(1) и от 18.07.2002 N 537 *(2).
Рассмотрим более подробно, что представляет собой каждый вид трудового стажа.
Общий трудовой стаж
Общий трудовой стаж - это суммарная продолжительность трудовой (независимо от количества и продолжительности перерывов в ней) и иной общественно полезной деятельности, а также иных периодов времени, установленных законодателем. До 01.01.2002 общий трудовой стаж применялся для определения права на назначение пенсии. После принятия Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ) с указанной даты для назначения пенсии стал требоваться уже не общий трудовой стаж, а страховой стаж - период трудовой и иной деятельности застрахованного лица, за который производились перечисления страховых взносов в ПФР.
Кроме того, Законом N 173-ФЗ был установлен порядок оценки пенсионных прав граждан путем их преобразования (конвертации) в расчетный пенсионный капитал в целях увеличения (валоризации) трудовых пенсий. Расчетный пенсионный капитал - это база для определения размера страховой части трудовой пенсии, которая формируется из общей суммы страховых взносов и иных поступлений на финансирование страховой части трудовой пенсии, поступивших за застрахованное лицо в ПФР. Таким образом, застрахованным лицам, стаж трудовой деятельности которых начался до 01.01.2002, производится расчет трудовой пенсии (оценка пенсионных прав) в порядке, установленном ст. 30 Закона N 173-ФЗ, исходя из общего трудового стажа, который имело лицо на 01.01.2002, по специальным формулам. При этом застрахованное лицо может выбрать один из трех вариантов расчета пенсии (п. 3, 4, 6 ст. 30) по своему желанию.
Расчетный размер трудовой пенсии в силу ст. 30 Закона N 173-ФЗ определяется для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, а для женщин - не менее 20 лет.
Обратите внимание! Если размеры трудовых пенсий были установлены до вступления в силу Закона N 173-ФЗ, они пересчитываются в соответствии с данным законом. При этом уплата взносов на государственное социальное страхование, единого социального налога (взноса) и ЕНВД для определенных видов деятельности, имевшая место в период до 01.01.2002, приравнивается к уплате страховых взносов в ПФР. Кроме того, если при перерасчете размера трудовой пенсии он оказался меньше размера, установленного ранее, лицу выплачивается пенсия в прежнем (более высоком) размере (ст. 29 Закона N 173-ФЗ).
Общий трудовой стаж актуален и на сегодняшний день, поскольку он влияет на размер трудовой пенсии. Напомним, что Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" установлены трудовые пенсии за выслугу лет, по старости, инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия.
В некоторых случаях общий трудовой стаж важен и для назначения досрочной пенсии или пенсии за выслугу лет. Так, например, согласно ст. 13 Закона РФ N 4468-1*(3) право на пенсии за выслугу лет имеют военнослужащие, достигшие на день увольнения 45-летнего возраста и имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет и шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Как было отмечено, кроме периодов трудовой или общественно полезной деятельности, в общий стаж трудовой деятельности могут входить иные периоды (военная служба, временная нетрудоспособность, инвалидность I и II групп по причине профзаболевания или увечья, уход за инвалидом, уход за ребенком в возрасте до трех лет, пребывание в местах заключения, получение пособия по безработице и т.д.).
Подсчет продолжительности общего трудового стажа осуществляется путем суммирования отдельно дат конца и дат начала указанных периодов. Разница этих сумм составляет продолжительность общего трудового стажа. Поскольку днем увольнения считается последний день работы, к продолжительности общего трудового стажа по каждому случаю увольнения нужно добавить один день. Один день добавляется только к периодам, относящимся к трудовой деятельности застрахованного лица*(4). Служба в армии, например, таким периодом не является.
Страховой стаж при выходе на пенсию
В настоящее время законодательством установлены две разновидности страхового стажа, который учитывается при назначении:
- пенсии;
- пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам.
Порядок подсчета и подтверждения страхового стажа для назначения трудовых пенсий установлен Законом N 173-ФЗ и Правилами N 555.
Так, в соответствии со ст. 2 Закона N 173-ФЗ под страховым стажем понимается учитываемая при определении права на назначение трудовой пенсии суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а также засчитываемые в страховой стаж периоды:
- прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ N 4468-1;
- получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
- ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
- получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
- содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
- ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или лицом, достигшим возраста 80 лет;
- проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
- проживания за границей супругов работников дипломатических и других представительств, консульских учреждений и международных организаций РФ, но не более пяти лет в общей сложности (ст. 10, 11 Закона N 173-ФЗ).
Указанные периоды засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности).
Обратите внимание! Законодательством РФ предусмотрена обязанность работодателя уплачивать страховые взносы. Если он не перечислял страховые взносы в ПФР полностью или частично, застрахованное лицо может реализовать свое право на включение в страховой стаж данного периода, обратившись непосредственно в ПФР или в суд*(5).
Отметим, что для назначения трудовой пенсии по старости необходимо наличие не менее пяти лет страхового стажа. Страховой стаж исчисляется в календарном порядке, а в случае совпадения по времени нескольких периодов, предусмотренных ст. 10 и 11 Закона N 173-ФЗ, учитывается один из них по выбору лица, обратившегося за установлением пенсии.
Определенное правило предусмотрено для исчисления стажа сезонным работникам. Так, полный навигационный период на водном транспорте и полный сезон в организациях сезонных отраслей промышленности, определяемых Правительством РФ, учитываются с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем календарном году составила полный год (ч. 2 ст. 12 Закона N 173-ФЗ).
Страховой стаж при выдаче больничного листа
Назначение и выплата застрахованным лицам пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам регулируются Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ), а порядок подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров указанных пособий - Положением об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию*(6) и Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.02.2007 N 91 (далее - Правила N 91).
Итак, согласно ст. 16 Закона N 255-ФЗ и Правилам N 91 в страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам включаются периоды:
- работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы;
- иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе прохождения военной службы (в силу Закона РФ N 4468-1);
- деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
- деятельности в качестве частного нотариуса, частного детектива, частного охранника или иного лица;
- деятельности в качестве адвоката до 01.01.2001, а также периоды указанной деятельности, за которые уплачены платежи на социальное страхование, после 01.01.2003;
- работы в качестве члена колхоза, производственного кооператива до 01.01.2001, а также периоды указанной работы, за которые уплачены платежи на социальное страхование, после 01.01.2001;
- исполнения полномочий депутата и иных государственных должностей;
- деятельности в качестве священнослужителя, когда уплачены платежи на социальное страхование;
- привлечения к оплачиваемому труду лица, осужденного к лишению свободы, при условии выполнения им установленного графика работы после 01.11.2001.
Пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка. Размер пособия по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы, при карантине, протезировании по медицинским показаниям и долечивании в санаторно-курортных учреждениях непосредственно после стационарного лечения зависит также от общей продолжительности страхового стажа. Так, согласно п. 1 ст. 7 Закона N 255-ФЗ это пособие выплачивается в следующих размерах:
- при страховом стаже восемь лет и более - 100% среднего заработка;
- при страховом стаже от пяти до восьми лет - 80% среднего заработка;
- при страховом стаже до пяти лет - 60% среднего заработка.
Если стаж застрахованного лица меньше шести месяцев, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда, с учетом этих коэффициентов (п. 6 ст. 7 Закона N 255-ФЗ).
Что касается влияния страхового стажа на выплату пособия по беременности и родам, то ст. 11 Закона N 255-ФЗ установлено единственное ограничение: пособие в размере 100% среднего заработка выплачивается только при наличии страхового стажа не менее шести месяцев.
Обратите внимание! Кадровый работник должен указать продолжительность страхового стажа в листке нетрудоспособности.
Согласно п. 21 Правил N 91 исчисление периодов работы (службы, деятельности) производится в календарном порядке из расчета полных месяцев (30 дней) и полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней указанных периодов переводятся в полные месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов - в полные годы. Страховой стаж определяется на день наступления страхового случая, то есть временной нетрудоспособности (п. 7 Правил N 91).
Непрерывный трудовой стаж
Согласно действующим до 10.04.2010 Правилам исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 13.04.1973 N 252, непрерывный трудовой стаж - продолжительность последней непрерывной деятельности работника на предприятии, а также время его предыдущей работы или иной деятельности. Он сохраняется при переходе с одного места на другое при условии, что перерыв в работе не превышает по общему правилу одного месяца. При увольнении сотрудника по собственному желанию перерыв в работе не должен превышать трех недель, а в отдельных случаях непрерывный стаж сохраняется и при перерывах, равных двум, трем месяцам и более. Исключения составляют случаи увольнения в связи с виновными действиями работника (тогда непрерывный трудовой стаж не сохраняется).
До 01.01.2007 непрерывный трудовой стаж учитывался для определения размера причитающегося работнику пособия по временной нетрудоспособности, но после принятия Закона N 255-ФЗ для определения размера указанного пособия вместо непрерывного трудового стажа учитывается страховой стаж. Однако нередко возникают ситуации, когда страховой стаж оказывается меньше непрерывного стажа. В этом случае следует руководствоваться ст. 17 Закона N 255-ФЗ, согласно которой, если продолжительность страхового стажа, исчисленного по правилам, действовавшим до 01.01.2007, меньше продолжительности непрерывного трудового стажа работника за тот же период, за продолжительность страхового стажа принимается продолжительность непрерывного трудового стажа работника.
Несмотря на то что правила исчисления непрерывного трудового стажа в настоящее время не действуют, понятие непрерывного трудового стажа применяется и по сей день, в частности, для получения работниками определенных гарантий и компенсаций, которые могут устанавливаться как ведомственными, так и локальными нормативными правовыми актами.
Так, согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 N 818*(7) (далее - Приказ N 818) выплаты стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях (в том числе выплаты за непрерывный стаж работы и выслугу лет), размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
А вот врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу и водителям выездных бригад отделений скорой медицинской помощи, находящихся в ведении ФТС, установлена надбавка за непрерывный стаж работы в размере 30% должностного оклада (тарифной ставки) за первые три года и по 25% за каждые последующие два года непрерывной работы, но не более 80%*(8).
Периоды, включаемые в непрерывный стаж работы отдельных категорий граждан, устанавливаются федеральными законами или ведомственными нормативными актами. Например, в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей время военной службы засчитывается в непрерывный стаж, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательное учреждение) не превысил одного года.
В силу ст. 28 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" время, в течение которого гражданин получает пособие по безработице, стипендию, периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, исполнения государственных обязанностей и т.д. не прерывают трудового стажа.
В свою очередь, ст. 256 ТК РФ установлено, что в непрерывный трудовой стаж засчитывается также отпуск по уходу за ребенком.
Специальный трудовой стаж
Специальный трудовой стаж - это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, выделенной из общего трудового стажа либо по содержанию работы, либо по условиям труда. Он имеет значение для установления досрочной трудовой пенсии или предоставления определенных льгот и гарантий.
Условно можно выделить следующие виды специального стажа:
- для досрочного назначения трудовой пенсии по старости;
- для установления компенсационных и стимулирующих надбавок к заработной плате;
- для предоставления дополнительных отпусков.
Итак, в ст. 27, 28 Закона N 173-ФЗ приведены категории работников, которые имеют право на досрочное назначение трудовых пенсий.
Примечание. Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ст. 7 Закона N 173-ФЗ).
К ним относятся лица, работающие на работах с вредными условиями труда, подземных работах, в горячих цехах, в сельском хозяйстве, педагогические и медицинские работники, женщины, родившие пять и более детей, инвалиды вследствие военных травм, работники Крайнего Севера и т.д. Порядок назначения досрочной трудовой пенсии, в том числе за выслугу лет, для отдельных категорий работников (для летчиков, госслужащих и др.) установлен достаточно широким перечнем федеральных законов и иных нормативных правовых актов.
Отдельно выделим Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, которым утверждены списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Закона N 173-ФЗ, и правила исчисления периодов таких работ. Также сегодня продолжают действовать списки, утвержденные Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10*(9). Порядок применения данных списков определен Постановлением Правительства РФ N 537.
Обратите внимание! Чтобы у работника не возникло проблем при оформлении досрочной пенсии, в трудовой книжке наименование должности следует указать в точном соответствии с утвержденными перечнями (списками) должностей.
Отметим, что в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, не включается отпуск по уходу за ребенком (ст. 256 ТК РФ).
Статьей 135 ТК РФ предусмотрено, что выплаты компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Так, ст. 317 ТК РФ определена выплата процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 N 822*(10) предусмотрены надбавки работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в местностях с особыми климатическими условиями, со сведениями, составляющими государственную тайну, а также за работу с шифрами.
Поскольку на сегодняшний день еще не приняты законодательные акты, устанавливающие размеры процентных надбавок отдельным категориям граждан, применяются законодательные акты СССР.
Что касается стимулирующих надбавок, то, как уже было сказано ранее, к надбавкам, установленным для федеральных бюджетных учреждений Приказом N 818 и зависящим от специального стажа, относятся надбавки за стаж непрерывной работы и выслугу лет. Отметим: поскольку перечень стимулирующих выплат, утвержденный указанным приказом, является рекомендательным, работодатель вправе выбрать лишь некоторые из них (выплаты за интенсивность и высокие результаты труда, за качество работ, по итогам работ или за непрерывный стаж).
Статьей 121 ТК РФ установлены периоды работы, включаемые в стаж, дающий право на предоставление оплачиваемого отпуска (как основного, так и дополнительного). При этом в стаж работы, дающий право на получение ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время.
Работникам, выезжающим для выполнения работ вахтовым методом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других районов, также предоставляются дополнительные отпуска. При этом в стаж работы включаются календарные дни вахты в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и фактические дни нахождения в пути (ст. 302 ТК РФ).
Дополнительные отпуска другим категориям работников устанавливаются иными федеральными законами и нормативными актами. Так, в силу Постановления Правительства РФ от 30.12.1998 N 1588*(11) врачам общей практики (семейным врачам) и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) предоставляются ежегодные дополнительные оплачиваемые трехдневные отпуска за непрерывную работу в этих должностях свыше трех лет.
Стаж работы по специальности
В Трудовом кодексе не раскрывается понятие "стаж работы по специальности", но довольно часто именно этот стаж имеет большое значение и для трудоустройства специалиста, и для его дальнейшего профессионального роста. Итак, стаж работы по специальности - это продолжительность профессиональной деятельности работника на основании документа, подтверждающего наличие его квалификации (диплома, свидетельства).
Так, для замещения высших должностей федеральной государственной гражданской службы требуется не менее шести лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее семи лет стажа работы по специальности, главных должностей федеральной государственной гражданской службы - не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее пяти лет стажа работы по специальности, ведущих должностей федеральной государственной гражданской службы - не менее двух лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее четырех лет стажа работы по специальности.
Для замещения старших и младших должностей федеральной государственной гражданской службы стаж работы по специальности не требуется*(12).
Согласно Закону РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" судьей арбитражного суда субъекта РФ, конституционного (уставного) суда субъекта РФ, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин РФ, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет.
Подтверждение трудового стажа
Прежде всего отметим, что при подсчете страхового стажа различают два периода: до и после регистрации гражданина в ПФР в качестве застрахованного лица. Согласно Правилам N 555 основным документом, подтверждающим трудовой стаж до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, является трудовая книжка.
Если трудовая книжка отсутствует, а также в случае, когда в ней содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выданные работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы. В определенных случаях могут быть использованы и свидетельские показания. В свою очередь, иные периоды, включаемые в трудовой стаж, подтверждаются соответствующими документами: период прохождения военной службы - военным билетом, период ухода за ребенком - свидетельством о его рождении, паспортом, справкой жилищных органов, документом работодателя о предоставлении отпуска по уходу за ребенком и т.д.
После регистрации гражданина в качестве застрахованного лица время трудовой или иной деятельности подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, которые содержатся в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Обращаем внимание, что сведения о страховом стаже должны быть указаны в личной карточке работника. Если же от стажа (общего, непрерывного, специального, по специальности) зависит предоставление работнику определенных льгот и гарантий, этот стаж также следует указать.
Л.В. Куревина,
эксперт журнала "Оплата труда в государственном (муниципальном)
учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) "Об утверждении Перечня сезонных отраслей промышленности, работа в организациях которых в течение полного сезона при исчислении страхового стажа учитывается с таким расчетом, чтобы его продолжительность в соответствующем календарном году составила полный год".
*(2) "О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
*(3) Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
*(4) Постановление Правления ПФР от 31.07.2006 N 192п "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению".
*(5) Постановление КС РФ от 10.07.2007 N 9-П.
*(6) Утверждено Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375.
*(7) "Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях".
*(8) Приказ ФТС РФ от 13.11.2008 N 1412 "Об утверждении Порядка выплаты работникам учреждений здравоохранения, находящихся в ведении ФТС России, и здравпунктов надбавки за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения".
*(9) "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
*(10) "Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях".
*(11) "Об установлении врачам общей практики (семейным врачам) и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) ежегодного дополнительного оплачиваемого 3-дневного отпуска за непрерывную работу в этих должностях".
*(12) Указ Президента РФ от 27.09.2005 N 1131 "О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"