Уплата страховых взносов в 2012 году
В 2012 году для страхователей, осуществляющих начисление выплат и иных вознаграждений физическим лицам, которые не входят в число плательщиков страховых взносов, перечисленных в статьях 58 и 58.1 закона N 212-ФЗ, при исчислении страховых взносов в государственные внебюджетные фонды установлен суммарный тариф страховых взносов 30% (п. 20 ст. 6 закона N 379-ФЗ). При этом на них не распространяется норма пункта 4 статьи 8 закона N 212-ФЗ о невзимании страховых взносов с сумм, превышающих предельную величину базы по взносам (п. 3 ст. 6 закона N 379-ФЗ) (далее - общий случай).
Примечание. В начале декабря президентом был подписан Федеральный закон от 03.12.11 N 379-ФЗ. Этим законом, в частности, были внесены изменения в Федеральный закон от 24.07.09 N 212-ФЗ, которыми уточнены размеры тарифов страховых взносов, уплачиваемых в текущем году на обязательное пенсионное страхование, социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и медицинское страхование.
Предельная величина базы для начисления страховых взносов, установленная пунктом 4 статьи 8 закона N 212-ФЗ (415 000 руб.), как известно, ежегодно индексируется с учётом роста средней заработной платы в Российской Федерации. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.11.11 N 974 в 2012 году коэффициент роста заработной платы составит 1,1048. Исходя из этого база для начисления взносов с выплат в пользу каждого физического лица в 2012 году не должна превышать 512 000 руб. Размер проиндексированной суммы - 511 522,40 руб. (463 000 руб. х 1,1048) - подлежит округлению до тысяч: сумма 500 руб. и более округляется до полной тысячи, а сумма менее 500 руб. отбрасывается (п. 5 ст. 8 закона N 212-ФЗ).
База определяется нарастающим итогом с начала календарного года. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих указанные 512 000 руб., страховые взносы не взимаются, если иное не предусмотрено законом N 212-ФЗ. Последнее уточнение внесено пунктом 3 статьи 6 закона N 379-ФЗ.
Для общего случая как раз и предусмотрено это иное. Указанные страхователи согласно введённой статье 58.2 закона N 212-ФЗ с сумм, превышающих 512 000 руб., исчисляют страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по тарифу 10% (п. 1 ст. 58.2 закона N 212-ФЗ).
Распределение тарифов страховых взносов в 2012 году по соответствующим бюджетам для общего случая их начисления отражено в таблице 1.
Таблица 1
База для начисления страховых взносов | Тариф страхового взноса | ||
ПФР | ФСС России | ФФОМС | |
В пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов 512 000 руб. | 22,0 | 2,9 | 5,1 |
Свыше 512 000 руб. | 10,0 | 0,0 | 0,0 |
Пример 1
Доход работника, включаемый в базу по исчислению страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, в 2012 году составил 643 500 руб.
Исчисленные суммы страховых взносов с дохода 512 000 руб. составят:
- в ПФР - 112 640 руб. (512 000 руб. х 22%);
- ФСС России - 14 848 руб. (512 000 руб. х 2,9%);
- ФФОМС - 26 112 руб. (512 000 руб. х 5,1%).
Помимо этого в ПФР дополнительно будет начислено взносов по ставке 10% с суммы, превышающей предельное значение базы, а именно с 131 500 руб. (643 500 - 512 000). Искомая величина - 13 150 руб. (131 500 руб. х 10%).
Общая сумма начисленных страховых взносов во внебюджетные фонды с доходов данного работника в 2012 году составит 166 50 руб. ((112 640 + 13 150) + 14 848 + 26 112).
В прошлом году максимальная сумма начислений в государственные внебюджетные фонды с доходов одного застрахованного лица составляла 157 420 руб. (463 000 руб. х 34%).
Примечание. Хотя суммарный тариф страховых взносов при общем случае их начисления в текущем году снизился с 34 до 30%, но для некоторых работодателей нагрузка по страховым отчислениям может даже возрасти. Это обусловлено повышением предельной величины базы и дополнительными начислениями при её превышении.
Эту же сумму страховых взносов работодатель должен перечислить в фонды, если доход работника, исчисленный нарастающим итогом с начала года, составит 550 200 руб.
Данная величина определяется из выражения Д = 512 000 руб. + руб., где
- сумма, превышающая 512 000 руб. Она же, в свою очередь, находится из уравнения:
512 000 руб. х 30% + руб. х 10% = 157 420 руб.
Осуществив соответствующие арифметические действия, получаем = 38 200 руб. ((157 420 - 153 600) х 10) и приходим к указанному значению 550 200 руб. (512 000 + 38 200).
Следовательно, если ежемесячная заработная плата работника будет превышать 45 850 руб. (550 200 руб. : 12 мес. х 1 мес.), то по итогам 2012 года работодатель уплатит в государственные внебюджетные фонды большую сумму страховых взносов, чем в прошлом году.
Непревышение же размером ежемесячной заработной платы указанной суммы несколько снижает нагрузку по социальным отчислениям. При этом экономия составит 4% (34 - 30) от начисленного дохода, если ежемесячная заработная плата работника не будет превышать 38 583,33 руб. (463 000 руб. / 12 мес. х 1 мес.).
В 2010 и 2011 годах отдельные страхователи пытались снизить сумму социальных начислений за счёт увеличения доходов отдельным работникам, размер которых довольно быстро у них превышал установленную в тот период предельную величину базы (415 000 и 463 000 руб.). Следовательно, страховые взносы с доходов, начисляемых в последующем этим работникам, переставали исчисляться. Разница же между фактической и оговорённой заработной платой перераспределялась на остальных сотрудников, оклады которых были несколько ниже опять же оговорённых. Снятие ограничения по предельной величине базы приводит к неэффективности такого способа экономии в текущем году.
Солидарная часть страхового тарифа
Отметим, что упомянутым законом N 379-ФЗ внесены изменения в ряд федеральных законов, в частности от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Так, статья 3 закона N 167-ФЗ дополнена новыми понятиями - "солидарная часть тарифов страховых взносов" и "индивидуальная часть тарифа страховых взносов" (п. 1 ст. 3 закона N 379-ФЗ).
Примечание. Тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, как и раньше, делится на страховую и накопительную части трудовой пенсии. Страховая часть, в свою очередь, подразделяется на солидарную часть тарифа страховых взносов и индивидуальную часть.
Под солидарной частью тарифов страховых взносов понимается часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования в соответствии с федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации денежных средств в целях:
- выплаты в фиксированном базовом размере трудовой пенсии;
- выплаты социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти;
- предусмотренных законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании, не связанных с формированием средств, предназначенных для выплаты накопительной части трудовой пенсии и других выплат за счёт средств пенсионных накоплений, установленных законодательством РФ.
Индивидуальная часть тарифа страховых взносов - это часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования денежных средств застрахованного лица и учитываемая на его индивидуальном лицевом счёте, включая:
- специальную часть индивидуального лицевого счёта в целях определения суммы расчётного пенсионного капитала;
- накопительную часть трудовой пенсии и
- другие выплаты за счёт средств пенсионных накоплений, установленных законодательством РФ.
При общем случае для лиц 1966 года рождения и старше весь страховой тариф, 22%, направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, из них 16% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов, а оставшиеся 6% составляют солидарную часть.
Для лиц 1967 года рождения и моложе общий тариф вначале подразделяется на страховую и накопительную части - 16 и 6% соответственно. Страховая же часть тарифа подразделяется на индивидуальную часть - 10% - и солидарную часть - 6%.
10% страхового тарифа, используемые при начислении с суммы превышения предельного размера базы (> 512 000 руб.), целиком являются солидарной частью тарифа страховых взносов (ст. 33.1 закона N 167-ФЗ).
Продолжение примера 1
Дополним условие: доход начислен работнику, родившемуся в 1978 году.
Общая сумма страховых взносов, начисленная работодателем на обязательное пенсионное страхование в 2012 году, составила 125 790 руб. (112 640 + 13 150). При этом на финансирование накопительной части трудовой пенсии направлено 30 720 руб. (512 000 руб. х 6%), что найдёт отражение в специальной части индивидуального счёта работника. Из оставшейся суммы страховых взносов, 95 070 руб. (125 790 - 30 720), направляемой на страховую часть трудовой пенсии, 51 200 руб. (512 000 руб. х 10%) будут зачислены на индивидуальный лицевой счёт застрахованного лица в общей его части, а 43 870 руб. ((95 070 - 51 200) = (512 000 руб. х 6% + 13 150)) уходят в солидарную часть бюджета ПФР.
Как видим, солидарная часть страховых взносов в примере составила 34,88% (43 870 : 125 790) от суммы начисленных страховых взносов в ПФР. Минимальное её значение, 27,27% (6% : 22%), приходится на доходы, лежащие в пределах от 1 до 512 000 руб. Половина из начисленных страховых взносов в ПФР поступит в солидарную часть, если у работника будет ежемесячный доход 85 333,33 руб. - 50% (((1 024 000 руб. - 512 000 руб.) х 10% + 512 000 руб. х 6%) / 8 461 440 руб.), где 8 461 440 руб. ((1 024 000 руб. - 512 000 руб.) х 10% + 112 640 руб.) - начисленная сумма страховых взносов в ПФР с дохода 1 024 000 руб. (85 333,33 руб./ мес. х 12 мес.).
Дальнейшее возрастание размера доходов приводит к увеличению процентного содержания солидарной части. В таблице 2 приведено отношение в процентах солидарной части к начисленным суммам страховых взносов в ПФР в зависимости от размера дохода застрахованного лица.
Таблица 2
Сумма | за год | до 512 000,00 | 560 000,00 | 760 000,00 | 1 024 000,00 | 1 440 000 |
дохода | в месяц | до 42 666,67 | 46 666,67 | 63 333,33 | 85 333,33 | 120 000 |
Процент солидарной части | 27,27 | 30,25 | 40,40 | 50,00 | 60,12 | |
Сумма | за год | 2 160 000,00 | 3 600 000,00 | 7 620 000,00 | 16 000 000,00 | 84 000 000 |
дохода | в месяц | 180 000,00 | 300 000,00 | 635 000 | 1 333 333,33 | 7 000 000 |
Процент солидарной части | 70,47 | 80,56 | 90,05 | 95,07 | 99,03 |
Отметим, что с момента повторного введения страховых взносов, исчисляемых в государственные внебюджетные фонды (с 2010 года), на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц независимо от фактически уплаченной страхователем суммы страховых взносов за данное застрахованное лицо в общей части лицевого счёта указывается сумма страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии, исчисленная с его доходов по тарифу 16,0% у лиц 1966 года рождения и старше и по тарифу 10,0% у лиц 1967 года рождения и моложе.
При этом у лиц 1967 года рождения и моложе в специальной части индивидуального лицевого счёта указывается сумма страховых взносов, поступившая на накопительную часть трудовой пенсии, которая исчислена с его доходов по тарифу 6,0% (подп. 13 п. 2 и п. 3 ст. 6 Федерального закона от 01.04.96 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования").
Данные положения были введены Федеральным законом от 24.07.09 N 213-ФЗ (подп. "а" и "б" п. 2 ст. 12 закона N 213-ФЗ).
Но при этом законодатель не удосужился конкретно определить, куда же направляются оставшиеся суммы перечисленных страховых взносов. А они составляли при общем случае начисления страховых взносов в 2010 году 4% ((20 - 16) = (20 - 10 - 6)) от дохода застрахованного лица, включаемого в базу для исчисления страховых взносов, а в 2011 году и того больше - 10% ((26 - 16) = (26 - 10 - 6)) от указанного дохода.
И вот по прошествии двух лет можно предположить их целевое назначение - пополнение солидарной части бюджета ПФР, о которой не существует упоминания ни в Федеральном законе от 30.11.09 N 307-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", ни в Федеральном законе от 10.12.10 N 355-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".
Но и в Федеральном законе от 30.11.11 N 373-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" как-то стороной обойдено понятие "солидарная часть". Распределением бюджетных ассигнований бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2012 год по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджета (приложение 4 к закону N 373-ФЗ) предусмотрены две статьи расходов по выплате социального пособия на погребение и оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг:
- за умерших, получавших трудовую пенсию;
- неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости.
Остаётся надеяться, что источником их выплаты и будет солидарная часть, формируемая за счёт начислений большинства застрахованных лиц.
Зато в Перечне главных администраторов доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (приложение 1 к закону N 373-ФЗ) приведены КБК на перечисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. По сравнению с прошлым годом они не изменились:
- 392 1 02 02010 06 1000 160 - КБК по страховым взносам, направляемым в ПФР на финансирование страховой части трудовой пенсии;
- 392 1 02 02020 06 1000 160 - КБК по страховым взносам, направляемым в ПФР на финансирование накопительной части трудовой пенсии.
Из этого можно предположить, что солидарную часть пенсионщики будут формировать сами.
Льготные тарифы
В прошлом году появились несколько групп страхователей, которым были установлены льготные тарифы страховых взносов. Они были перечислены в статьях 58 и 58.1 закона N 212-ФЗ. Их число в текущем году ещё выросло. К таковым теперь относятся организации, оказывающие инжиниринговые услуги, за исключением организаций, заключивших с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности (подп. 13 п. 1 ст. 58 закона N 212-ФЗ).
К инжиниринговым услугам относятся предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги), а также инженерно-консультационные услуги по эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг) и по подготовке процесса строительства.
Льготный тариф для них заключается в том, что на них распространяется общая норма упомянутого выше пункта 4 статьи 8 закона N 212-ФЗ о неначислении страховых взносов с доходов, превышающих предельную величину базы.
Сразу же отметим, что и все остальные страхователи, подпадающие под действие льготных тарифов, о которых будет говориться ниже, с доходов, превышающих 512 000 руб., страховые взносы не начисляют.
По доходам же в пределах 512 000 руб. организации, оказывающие инжиниринговые услуги, используют тарифы, установленные для общего случая: 22% - в ПФР, 2,9% - в ФСС России, 5,1% - в ФФОМС (п. 3.5 статьи 58 закона N 212-ФЗ). При начислении страховых взносов в ПФР по группам застрахованных лиц ими используются приведённые выше тарифы для общего случая:
- для лиц 1966 года рождения и старше 22% направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, из них 16% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов, а оставшиеся 6% - солидарная часть тарифа страховых взносов;
- для лиц 1967 года рождения и моложе 6% направляется на финансирование накопительной части трудовой пенсии, страховая же часть тарифа - 16% - подразделяется на индивидуальную часть - 10% - и солидарную часть - 6%.
Пример 2
Несколько изменим условие примера 1: начисление страховых взносов осуществляет организация, оказывающая инжиниринговые услуги.
Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды начисляются страхователем с доходов застрахованных лиц, размер которых не превосходит 512 000 руб. С учётом этого с превышающих указанную сумму 131 500 руб. (643 500 - 512 000) страховые взносы не исчисляются, а с предельной величины базы размер страховых взносов составил: в ПФР - 112 640 руб. (512 000 руб. х 22%), ФСС России - 14 848 руб. (512 000 руб. х 2,9%), ФФОМС - 26 112 руб. (512 000 руб. х 5,1%).
Начисления же на обязательное пенсионное страхование - 112 640 руб., - в свою очередь, направляются:
- 30 720 руб. (512 000 руб. х 6%) - на финансирование накопительной части трудовой пенсии;
- 81 920 руб. (512 000 руб. х 16%) - на финансирование страховой части трудовой пенсии.
При этом из страховой части страховых взносов 51 200 руб. (512 000 руб. х 10%) будут зачислены в общую часть индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, а 30 720 руб. ((81 920 - 51 200) = (512 000 руб. х 6%)) - в солидарную часть бюджета ПФР.
Всего же в 2012 году с дохода работника начислено во внебюджетные фонды 153 600 руб. (112 640 + 14 848 + 26 112).
По доходам в пределах 463 000 руб. выигрыш составляет 4% (34 - 30) от его суммы. Максимальная его величина - 18 520 руб. - приходится на доход в 463 000 руб. В дальнейшем он уменьшается за счёт роста предельной величины базы в текущем году. При достижении её лимита выигрыш понизится до 3820 руб. (463 000 руб. х 34% - 512 000 руб. х 30%).
Примечание. Нагрузка по социальным отчислениям на страхователей, оказывающих инжиниринговые услуги, в текущем году несколько ослабевает по сравнению с прошлым годом.
При всех доходах физического лица солидарная часть составляет в этом случае 27,27% (6 : 22 х 100) от общей суммы страховых взносов, направляемых в ПФР.
- для "упрощенцев"
В прошлом году страхователи-"упрощенцы", которые занимались видами деятельности, приведёнными в подпункте 8 пункта 1 статьи 58 закона N 212-ФЗ, использовали льготные тарифы страховых взносов. В текущем году для них также установлены льготные тарифы: 20% - в ПФР, 0% - в ФСС России и ФФОМС (п. 3.4 ст. 58 закона N 212-ФЗ).
Распределение страхового тарифа в ПФР - 20% - у указанных страхователей по группам застрахованных лиц следующее (п. 12 ст. 33 закона N 167-ФЗ):
- для лиц 1966 года рождения и старше страховые взносы, исчисленные по указанному тарифу 20%, направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии, из них 16% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов, оставшиеся 4% - солидарная часть;
- для лиц 1967 года рождения и моложе страховые взносы, исчисленные по тарифу 6%, направляются на финансирование накопительной части трудовой пенсии, страховая же часть тарифа - 14% (20 - 6) - подразделяется на индивидуальную часть - 10% - и солидарную часть - 4%. Исходя из этого пятая часть исчисленных указанными страхователями с доходов физических лиц страховых взносов в ПФР направляется пенсионщиками в "солидарный бюджет" - 20% (4 : 20 х 100).
Отметим, что в текущем году число льготников этой категории выросло. Рост произошёл за счёт увеличения как льготируемых видов деятельности, к таковым добавились (подп. 8 "я. 8" - 8 "я. 10" п. 1 ст. 58 закона N 212-ФЗ):
- розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями;
- производство гнутых стальных профилей;
- производство стальной проволоки, -
так и числа "упрощенцев" (подп. 11 и 12 п. 1 ст. 58 закона N 212-ФЗ):
- некоммерческих организаций, зарегистрированных в установленном законодательством порядке, применяющих УСН и осуществляющих деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства и массового спорта (за исключением профессионального);
- благотворительных организаций, применяющих УСН.
Отнесены к данной категории страхователей и отдельные плательщики ЕНВД (подп. 10 п. 1 ст. 58 закона N 212-ФЗ):
- аптечные организации, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12.04.10 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств";
- предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность (льготные тарифы применяются ими в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности).
(Окончание в следующем номере)
В. Федорович,
эксперт "ПБУ"
"Практический бухгалтерский учет", N 3, март 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практический бухгалтерский учет"
ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-11140
Адрес редакции: 127055, Москва, а/я 3
Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-820
Факс: (495) 631-13-22
E-mail: post@pbu.ru
Адрес в Internet: www.pbu.ru
Подписные индексы:
"Роспечать" - 80500
"Почта России" - 99455