Переход с Инструкции N 162н на Инструкцию N 183н в течение финансового года
При создании автономного учреждения путем изменения типа существующего бюджетного учреждения (получателя бюджетных средств) в течение финансового года у бухгалтеров возникает множество вопросов, касающихся процедуры переноса данных по счетам бухгалтерского учета с Инструкции N 162н*(1) на Инструкцию N 183н*(2). Какие операции нужно отразить в учете? Какими первичными документами их оформить? Нужно ли составлять заключительную и вступительную бухгалтерскую отчетность? Ответы на эти и другие вопросы даны в статье с учетом рекомендаций Минфина, доведенных Письмом от 22.12.2011 N 02-06-07/5236.
Если говорить обобщенно, реформирование бухгалтерского учета при изменении правового статуса бюджетного учреждения в автономное в течение финансового года включает в себя:
1) проведение операций по изменению бюджетных назначений, сметных (плановых) назначений по приносящей доход деятельности и принятых учреждением в рамках этой деятельности обязательств, а также по переносу иных показателей по счетам бухгалтерского учета с Инструкции N 162н на Инструкцию N 183н;
2) формирование бухгалтерской отчетности.
При осуществлении данных процедур необходимо руководствоваться Письмом Минфина РФ от 22.12.2011 N 02-06-07/5236, которым доведены Методические рекомендации по порядку отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности операций с активами, обязательствами и финансовым результатом при принятии решения в течение финансового года о преобразовании государственного (муниципального) учреждения путем изменения его типа (далее - Методические рекомендации).
Согласно этому документу сначала необходимо провести операции с остатками средств на лицевых счетах, открытых в ОФК (финансовых органах), подготовить регистры бухгалтерского учета на дату изменения типа учреждения при необходимости составить таблицу соответствия счетов бухгалтерского учета инструкциям N 162н и 183н, а затем обеспечить полное и правильное отражение исходящих и входящих остатков на счетах. При этом также следует уделять внимание документальному оформлению всех проведенных операций.
Обратите внимание! Все операции по переносу данных по счетам бухгалтерского учета с Инструкции N 162н на Инструкцию N 183н оформляются Справкой (ф. 0504833), к которой могут быть приложены соответствующие регистры бухгалтерского учета (таблицы), содержащие аналитические данные. При этом справки составляются раздельно по исходящим и входящим остаткам.
Операции с остатками средств на лицевых счетах
Согласно Методическим рекомендациям остатки средств учреждения от приносящей доход деятельности и средств, поступивших учреждению во временное распоряжение, учтенные на соответствующих лицевых счетах, открытых ранее бюджетному учреждению в ОФК (финансовом органе соответствующего бюджета), подлежат перечислению в установленном порядке на лицевой счет для учета средств автономных учреждений. Напомним, порядок открытия лицевых счетов в ОФК утвержден Приказом Казначейства РФ N 7н*(3). Открытие лицевых счетов в финансовом органе субъекта РФ, муниципального образования осуществляется в порядке, установленном указанными органами.
Что касается бюджетных средств (бюджетных ассигнований), которые были доведены учреждению до смены его правового статуса в виде ЛБО (лимитов бюджетных обязательств), они будут уменьшены главным распорядителем бюджетных средств (учредителем) с соответствующего лицевого счета учреждения в сумме неисполненных бюджетных назначений и доведены учреждению в виде субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания на лицевой счет для учета средств автономных учреждений (заметим, на лицевой счет, на котором также отражаются операции со средствами от приносящей доход деятельности, средствами во временном распоряжении). Главное, на что следует обратить внимание, - на дату изменения типа учреждения остатков наличных средств по бюджетной деятельности в кассе быть не должно.
Формирование регистров бухгалтерского учета
Учреждению, которое еще является получателем бюджетных средств на дату изменения своего типа, следует сформировать с начала финансового года регистры бухгалтерского учета (в том числе журналы операций (ф. 05040071), листы Главной книги (ф. 0504072)) на бумажном носителе, а при наличии технической возможности - в виде электронных документов, содержащих электронную цифровую подпись, в порядке, установленном Приказом Минфина РФ N 173н*(4). Начиная с даты изменения типа учреждения (уже являющегося автономным) формируются новые регистры бухгалтерского учета.
При оформлении обложки сброшюрованных дел учреждение как получатель бюджетных средств дополнительно указывает наименование главного распорядителя средств бюджета и его код по бюджетной классификации РФ, в дальнейшем, став автономным учреждением, - наименование публично-правового образования (собственника имущества), на базе которого оно создано, и его код по ОКАТО (ОКТМО), а также наименование органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления (муниципального органа), осуществляющего полномочия и функции учредителя, с указанием его кода главного распорядителя средств бюджета по бюджетной классификации РФ.
Заметим, в Методических рекомендациях уделено внимание отражению остатков наличных денежных средств, полученных учреждением по доходам от приносящей доход деятельности, а также полученных во временное распоряжение, в Кассовой книге (ф. 0504514). Остатки таких средств, отраженные в графе 6 по строке "Остаток на конец дня", переносятся в отдельный лист книги в графу 6 по строке "Остаток на начало дня" листа, оформленного за день изменения типа учреждения без изменения вида финансового обеспечения.
Как было отмечено выше, остатки наличных денежных средств по бюджетной деятельности на дату изменения типа учреждения должны быть равны нулю.
Соответствие счетов, видов финансового обеспечения
Перед осуществлением операций по переносу показателей наличия активов, обязательств, финансового результата необходимо привести счета бухгалтерского учета в соответствие инструкциям N 162н и 183н (в качестве вспомогательного материала могут быть разработаны переходные таблицы (таблицы соответствия счетов)). Заметим, что синтетические счета при сопоставлении этих инструкций будут аналогичными, так как они разработаны на основе Единого плана счетов *(5).
По счетам аналитического учета имеют место расхождения. Во-первых, у автономного учреждения в большинстве счетов не указывается аналитический код, составляющий последние три цифры счета (код КОСГУ). Данный код содержится только в счетах, отражающих затраты учреждения, финансовый результат по доходам и расходам текущего финансового года, прошлых отчетных периодов, санкционирования расходов. Во-вторых, учреждение вправе вводить дополнительные аналитические коды, которые должны быть отражены в рабочем плане счетов учреждения.
Что касается кода вида финансового обеспечения, напомним, он содержится в 18-м разряде номера счета Единого плана счетов (у автономных учреждений этот код отражается в цифре перед счетом, так как первые 17 цифр счета Единого плана счетов автономными учреждениями не применяются). Согласно Методическим рекомендациям перенос данных по счетам осуществляется по кодам видов деятельности в следующем порядке:
Код вида деятельности, применяемый бюджетным учреждением (до изменения типа) | Код вида деятельности, применяемый автономным учреждением (после изменения типа) |
1 - бюджетная деятельность. Остатки по счетам, содержащим в 8-14 м разрядах номера счета код целевой статьи расходов соответствующего бюджета на реализацию целевых программ, а также расходов, источником финансового обеспечения которых являлись субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, при условии наличия расчетов, требующих завершения в текущем финансовом году, и (или) осуществления указанных расходов на те же самые цели с финансовым обеспечением указанных расходов путем предоставления бюджетному учреждению субсидии на иные цели | 5 - субсидии на иные цели |
1 - бюджетная деятельность. Остатки по остальным счетам бюджетного учета, кроме средств, указанных выше | 4 - субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания |
2 - приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения) | 2 - приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения) |
7 - средства по обязательному медицинскому страхованию | 7 - средства по обязательному медицинскому страхованию |
3 - средства во временном распоряжении | 3 - средства во временном распоряжении |
Таким образом, остатки по счетам по приносящей доход деятельности (собственные доходы учреждения), по средствам ОМС, а также по средствам, поступившим во временное распоряжение, переносятся на соответствующие счета рабочего плана счетов автономного учреждения без изменения вида финансового обеспечения.
Исходя из сказанного все-таки рекомендуем на дату, предшествующую дате изменения типа учреждения, подготовить информационную базу данных с исходящими остатками по счетам бухгалтерского учета в соответствии с Инструкцией N 162н. В качестве вспомогательного материала по переносу остатков могут быть использованы оборотные ведомости, инвентарные карточки, карточки количественно-суммового учета и иные регистры, содержащие данные (остатки) в разрезе счетов аналитического учета, а также разработанные переходные таблицы.
Операции по изменению бюджетных назначений
Как было отмечено выше, ЛБО, доведенные ранее бюджетному учреждению, уменьшаются главным распорядителем бюджетных средств в сумме не исполненных учреждением бюджетных назначений. Согласно п. 5 Методических рекомендаций по соответствующим счетам бухгалтерского учета счета 0 500 000 00 "Санкционирование расходов" на дату изменения бюджетных назначений отражаются следующие операции методом "красное сторно":
Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция счетов | Примечание |
Уменьшение ЛБО | Дебет 1 501 15 000 Кредит 1 501 13 000 (по соответствующим счетам аналитического учета) | В сумме неисполненных бюджетных назначений |
Уменьшение бюджетных ассигнований текущего финансового года по публичным обязательствам перед физическими лицами, подлежащим исполнению в денежной форме в части публичных нормативных обязательств | Дебет 1 503 15 262 Кредит 1 503 13 262 | |
Уменьшение принятых бюджетных обязательств | Дебет 1 501 13 000 Кредит 1 501 11 000 (по соответствующим счетам аналитического учета) | В сумме обязательств по заключенным договорам (контрактам), не исполненных на дату изменения типа учреждения; обязательств по оплате труда работникам, предусмотренных на текущий финансовый год, не исполненных (не начисленных) на дату изменения типа учреждения, а также в сумме обязательств по выплате денежных средств подотчетным лицам согласно утвержденным руководителем заявлениям работников о выдаче средств в подотчет, не исполненных на дату изменения типа учреждения |
Уменьшение принятых денежных обязательств(кроме публичных нормативных обязательств) | Дебет 1 501 13 000 Кредит 1 501 12 000 (по соответствующим счетам аналитического учета) | В сумме денежных обязательств, принятых учреждением и не исполненных (в сумме кредиторской задолженности, сформированной за текущий финансовый год на дату изменения типа, в том числе в сумме задолженности перед работниками - подотчетными лицами по принятым в текущем финансовом году и не возмещенным перерасходам, а также в сумме кредиторской задолженности прошлых лет (задолженности до 01.01.2011), принятой к исполнению в текущем финансовом году и числящейся по данным бюджетного учета) |
Уменьшение принятых денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам | Дебет 1 501 13 262 Кредит 1 501 12 262 (по соответствующим счетам аналитического учета) | В сумме неисполненных денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам |
В случае если до учреждения были доведены бюджетные назначения на текущий финансовый год и плановый период, указанные в таблице бухгалтерские корреспонденции счетов следует оформить по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 500 00 000 "Санкционирование расходов" в разрезе аналитических групп синтетического счета, формируемых по финансовым периодам:
- 20 - "Санкционирование по первому году, следующему за текущим (очередным финансовым годом)";
- 30 - "Санкционирование по второму году, следующему за текущим (первым годом, следующим за очередным)";
- 40 - "Санкционирование по второму году, следующему за очередным".
Операции по изменению сметных (плановых) назначений
Исходящие остатки, сформированные согласно Инструкции N 162н на дату изменения типа учреждения по соответствующим счетам счета 0 500 00 000 "Санкционирование расходов", на которых отражены сметные (плановые) назначения по приносящей доход деятельности и принятые в рамках этой деятельности обязательства, необходимо также сторнировать, как и бюджетные назначения. Таким образом, в бухгалтерском учете должны быть отражены следующие операции методом "красное сторно":
Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция счетов | Примечание |
Уменьшение сметных назначений, утвержденных на текущий финансовый год согласно Смете доходов и расходов по приносящей доход деятельности: | В сумме сметных назначений, не исполненных учреждением на дату изменения типа учреждения (внесения изменений) | |
- в части сметных назначений по расходам | Дебет (2, 7) 504 10 200, 504 10 300 Кредит (2, 7) 506 10 200, 506 10 300 (по соответствующим счетам аналитического учета) | |
- в части сметных назначений по доходам (в случае использования учреждением соответствующих счетов, сформированных в рамках учетной политики) | Дебет (2, 7) 507 10 100 Кредит (2, 7) 504 10 100 (по соответствующим счетам аналитического учета) | |
Уменьшение принятых обязательств, источником исполнения которых предусматривались средства от приносящей доход деятельности, средства ОМС | Дебет (2, 7) 506 10 200, 506 10 300 Кредит (2, 7) 502 11 200, 502 11 300 (по соответствующим счетам аналитического учета) | В сумме принятых и не исполненных на дату изменения типа учреждения обязательств (в сумме обязательств по заключенным договорам (контрактам), обязательств по оплате труда работникам, предусмотренных на текущий финансовый год, а также в сумме обязательств по выплате денежных средств подотчетным лицам согласно утвержденным руководителем учреждения заявлениям работников о выдаче средств в подотчет) |
Уменьшение принятых денежных обязательств, источником исполнения которых предусматривались средства от приносящей доход деятельности, средства ОМС | Дебет (2, 7) 502 11 200, 502 11 300 Кредит (2, 7) 502 12 200, 502 12 300 (по соответствующим счетам аналитического учета) | В сумме принятых и не исполненных на дату изменения типа денежных обязательств (в сумме кредиторской задолженности, сформированной за текущий финансовый год на дату изменения типа, в том числе в сумме задолженности перед подотчетными лицами по принятым в текущем финансовом году и не возмещенным перерасходам, а также в сумме кредиторской задолженности прошлых лет, числящейся по данным бюджетного учета) |
Учреждение, ставшее автономным, на дату изменения своего типа на счетах бухгалтерского учета должно отразить операции по увеличению плановых назначений, утвержденных планом финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с Инструкцией N 183н. Заметим, плановые показатели отражаются в учете в разрезе видов деятельности по соответствующим кодам (4 - средства на выполнение государственного (муниципального) задания, 5 - целевые субсидии, 2 - приносящая доход деятельность, 7 - средства ОМС) следующим образом:
Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция счетов | Примечание |
Отражены плановые назначения согласно Плану финансово-хозяйственной деятельности: - по расходам | Дебет 0 504 10 200, 504 10 300 Кредит 0 506 10 200, 506 10 300 (по соответствующим счетам аналитического учета) | В сумме плановых назначений, утвержденных на текущий финансовый год |
- по доходам | Дебет (4, 5) 507 10 180, (2, 7) 507 10 100 Кредит (4, 5) 504 10 180, (2, 7) 504 10 100 (по соответствующим счетам аналитического учета) | |
Отражены принятые обязательства | Дебет (0) 506 10 200, 506 10 300 Кредит (0) 502 11 200, 506 11 300 (по соответствующим счетам аналитического учета) | В сумме принятых и не исполненных на дату изменения типа учреждения обязательств (с учетом принятых и не исполненных денежных обязательств (кредиторской задолженности)) |
Отражены принятые денежные обязательства | Дебет (0) 502 11 200, 502 11 300 Кредит (0) 502 12 200, 502 12 300 (по соответствующим счетам аналитического учета) | В сумме принятых и не исполненных на дату изменения типа денежных обязательств (в сумме кредиторской задолженности, сформированной на дату изменения типа) |
Перенос показателей наличия активов и обязательств
При изменении типа учреждения в течение финансового года (до переноса показателей наличия активов и обязательств) необходимо осуществить следующие мероприятия:
1) на дату изменения типа бюджетного учреждения провести в бюджетном учете все хозяйственные операции как на балансовых, так и на забалансовых счетах;
2) после отражения в бюджетном учете указанных выше операций произвести обязательную сверку расчетов:
- в части показателей расчетов с финансовым органом соответствующего бюджета (казначейством), сформированных на соответствующих счетах аналитического учета счетов 1 304 05 000 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом" и 1 210 02 000 "Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет". Результаты сверки должны быть подтверждены Отчетом об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127);
- в части показателей расчетов с иными участниками бюджетного процесса по передаче (приемке) активов, обязательств до даты изменения типа учреждения (по консолидируемым расчетам), сформированных на соответствующих счетах: 0 304 04 000 "Внутриведомственные расчеты", 0 401 10 000 "Доходы текущего финансового года" (1 401 10 151, 1 401 10 180, 2 401 10 180), 0 401 20 000 "Расходы текущего финансового года" (1 401 20 241, 2 401 20 241, 1 401 20 251).
Результаты сверки оформляются справками по консолидируемым расчетам (ф. 0503125).
Обратите внимание! На дату изменения типа учреждения показатели по соответствующим счетам аналитического учета счетов 0 210 03 000 "Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам" и 1 210 04 000 "Расчеты по распределенным поступлениям к зачислению в бюджет" должны быть нулевыми.
Представим в виде таблицы порядок переноса показателей наличия активов и обязательств с Инструкции N 162н на Инструкцию N 183н, а также отражение операций по перечислению остатков денежных средств.
Исходящие остатки (в соответствии с Инструкцией N 162н) | Входящие остатки (в соответствии с Инструкцией N 183н) | ||||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||
В части нефинансовых активов (по соответствующим счетам аналитического учета) | |||||
0 304 06 830 |
0 109 60 000 (в части незавершенного производства продукции) |
0 109 60 000 (в части незавершенного производства продукции) | |||
0 304 06 730 | |||||
Дополнительно в бухгалтерском учете автономного учреждения в сумме показателей по объектам недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества (остатки счетов учета нефинансовых активов по аналитическим группам синтетических счетов 10 "Недвижимое имущество учреждения" и 20 "Особо ценное движимое имущество учреждения"), закрепленного за автономным учреждением, отражаются расчеты с учредителем. Данные операции оформляются отдельной Справкой (ф. 0504833) в двух подлинных экземплярах с направлением одного из них учредителю | |||||
4 210 06 000, 2 210 06 000 (в сумме балансовой стоимости объектов нефинансовых активов) | |||||
4 210 06 000, 2 210 06 000 (в сумме начисленной амортизации) | |||||
В части финансовых активов (по соответствующим счетам аналитического учета) | |||||
0 304 06 830 |
2 204 00 000, 0 205 00 000 (дебетовое сальдо), 2 207 00 000, 0 208 00 000 (дебетовое сальдо), 0 209 00 000 (дебетовое сальдо), 2 210 01 000, 2 215 00 000 |
2 204 00 000, 0 205 00 000 (дебетовое сальдо), 2 207 00 000, 0 208 00 000 (дебетовое сальдо), 0 209 00 000 (дебетовое сальдо), 2 210 01 000, 2 215 00 000 | |||
0 205 00 000 (кредитовое сальдо), 0 208 00 000 (кредитовое сальдо), 0 209 00 000 (кредитовое сальдо) | 0 304 06 730 | 0 205 00 000 (кредитовое сальдо), 0 208 00 000 (кредитовое сальдо), 0 209 00 000 (кредитовое сальдо) | |||
Дополнительно в бухгалтерском учете автономного учреждения в сумме показателей расчетов по доходным поступлениям, сформированным в рамках бюджетной деятельности до изменения типа учреждения (остатки по данным бюджетного учета по соответствующим счетам аналитического учета счетов 1 205 00 000, 1 209 00 000), отражаются корреспонденции по принятию обязательств по расчетам с бюджетом (перечислению в бюджет ожидаемых к поступлению платежей). Операции оформляются отдельной Справкой (ф. 0504833) в двух подлинных экземплярах с направлением одного из них учредителю | |||||
4 304 06 000 | 4 303 05 000 | ||||
Операции по перечислению остатков денежных средств | |||||
В сумме денежных средств, перечисленных с лицевого счета по операциям со средствами от приносящей доход деятельности (счета 40503 (40603, 40703)) на соответствующие счета, открытые автономному учреждению в ОФК (финансовом органе) либо в кредитной организации | |||||
2 401 10 180 | 2 201 11 610* одновременно отражается уменьшение забалансового счета 17 | 2 201 11 000*, 2 201 21 000* | 2 401 10 180 | ||
В сумме денежных средств, перечисленных со счета учреждения по операциям со средствами от приносящей доход деятельности в иностранной валюте, открытого в кредитной организации, на соответствующий счет по операциям в иностранной валюте, открытый автономному учреждению | |||||
2 401 10 171 | 2 201 27 610* | 2 201 27 000* | 0 401 10 180 | ||
2 201 27 510* (в сумме отрицательных курсовых разниц на дату перечисления) | 2 401 10 171 | ||||
2 401 10180 | 2 201 27 610* (в сумме положительных курсовых разниц на дату перечисления) | ||||
В сумме денежных средств, перечисленных со счета учреждения по операциям со средствами по обязательному медицинскому страхованию (ОМС), открытого в установленном законодательством порядке, на соответствующий счет, открытый автономному учреждению | |||||
7 401 10 180 | 7 201 11 610* 7 201 21 610* | 7 201 11 000* 7 201 21 000* | 0 401 10 180 | ||
В сумме денежных средств, перечисленных с лицевого счета учреждения по операциям со средствами, полученными во временное распоряжение, на соответствующий счет, открытый автономному учреждению в ОФК (финансовом органе) либо в кредитной организации | |||||
3 304 01 830 | 3 201 11 610 | 3 201 11 000 3 201 21 000 | 3 304 01 000 | ||
В сумме показателей на счетах бюджетного учета 0 201 03 000 "Денежные средства учреждения в пути" (020113000, 020123000), сформированных на дату изменения типа учреждения | |||||
0 401 10 180 | 0 201 13 610* 0 201 23 610* | ||||
Дополнительно у автономного учреждения в сумме остатка денежных средств, сформированного на дату изменения типа учреждения, на его лицевых счетах получателя бюджетных средств по средствам от приносящей доход деятельности с признаком "без права расходования" отражается следующая операция, оформленная отдельной Справкой (ф. 0504833) в двух подлинных экземплярах (с направлением одного из них учредителю) | |||||
2 304 06 000 | 2 303 05 000 | ||||
В сумме наличных денежных средств, числящихся на дату изменения типа учреждения: | |||||
- по приносящей доход деятельности, по средствам ОМС: | |||||
2 304 06 830 7 304 06 830 | 2 201 34 610 7 201 34 610 | 2 201 34 000 7 201 34 000 | 2 304 06 000 7 304 06 000 | ||
- по средствам, полученным во временное распоряжение: | |||||
3 304 01 830 | 3 201 34 610 | 3 201 34 000 | 3 304 01 000 | ||
В части показателей по обязательствам (по соответствующим счетам бухгалтерского учета) | |||||
0 303 00 000 (кредитовое сальдо), | 0 304 06 730 |
0 303 00 000 (кредитовое сальдо), 0 304 02 000, | |||
0 304 06 830 | 0 303 00 000) (дебетовое сальдо) | 0 303 00 000 (дебетовое сальдо) | |||
Дополнительно в бухгалтерском учете автономного учреждения в сумме показателей расчетов по переплатам обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ, произведенных в прошлые отчетные периоды учреждением в рамках бюджетной деятельности (до 1 января 2011 года) (дебетовые остатки по данным бюджетного учета по соответствующим счетам аналитического учета счета 1 303 00 000), отражаются корреспонденции по принятию обязательств по расчетам с бюджетом (перечислению в бюджет ожидаемых к поступлению платежей) | |||||
4 304 06 000 | 4 303 05 000 | ||||
* Одновременно в сумме операций с денежными средствами отражаются операции на забалансовом счете 17 "Поступления денежных средств на счета учреждения" (у бюджетного учреждения по соответствующему коду бюджетной классификации, у автономного учреждения по коду классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) - 180). |
Заключение счетов в бюджетном учете
На дату изменения типа учреждения после проведения в бюджетном учете всех хозяйственных операций необходимо сформировать бухгалтерские записи по закрытию счетов на счет 0 401 30 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов". Закрытию подлежат следующие счета (по соответствующим счетам аналитического учета):
- 1 210 02 000 "Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет";
- 0 304 04 000 "Внутриведомственные расчеты";
- 0 304 05 000 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом";
- 0 401 10 100 "Доходы хозяйствующего субъекта";
- 0 401 20 200 "Расходы хозяйствующего субъекта".
Обратите внимание! Сформированные с начала финансового года до даты изменения типа учреждения показатели расчетов на соответствующих счетах аналитического учета счетов 1 210 02 000, 0 304 04 000, 0 304 05 000, 0 401 10 100, 0 401 20 200 с бюджетного учета не переносятся и отражаются в бюджетной отчетности учреждением как получателем бюджетных средств (администратором доходов бюджета) (п. 16, 17, 18 Методических рекомендаций).
В бюджетном учете операции по закрытию указанных счетов (по соответствующим счетам аналитического учета) на дату изменения типа учреждений отражаются следующим образом:
Дебет | Кредит |
0 401 30 000 |
0 304 04 000 (в сумме дебетового остатка) 0 401 20 200 (в сумме дебетового остатка) 0 401 10 100 (в сумме дебетового остатка) |
0 304 04 000 (в сумме кредитового остатка) 0 401 10 100 (в сумме кредитового остатка) 0 401 20 200 (в сумме кредитового остатка) | 0 401 30 000 |
Кроме того, в соответствии с п. 19 Методических рекомендаций подлежат закрытию показатели расчетов, сформированные в результате перевода показателей наличия активов и обязательств на дату изменения типа учреждения, отраженные на счете 0 304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами". Закрытие данного счета оформляется последними (окончательными) операциями по бюджетному учету на дату изменения типа учреждения следующим образом:
Дебет | Кредит |
0 401 30 000 | |
0 401 30 000 |
Особенности составления бухгалтерской отчетности
Составление бюджетной отчетности. На дату изменения своего типа (за исключением изменения типа на 1 января года, следующего за отчетным) учреждение, будучи еще получателем бюджетных средств, составляет бюджетную отчетность в объеме квартальных форм, предусмотренных Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 N 191н.
При этом в Отчете об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127) плановые показатели бюджетных назначений по соответствующим разделам отчета отражаются с учетом изменений, внесенных на дату изменения типа учреждения в сводную бюджетную роспись (лимиты бюджетных обязательств, бюджетную смету), - показатели неисполненных назначений по бюджетным ассигнованиям, лимитам бюджетных обязательств (графы 10, 11 разд. 2 "Расходы бюджета" и графа 9 разд. 3 "Источники финансирования дефицита бюджета") должны равняться нулю.
В Отчете (ф. 0503137) отражаются показатели без учета операций по перечислению со счетов (лицевых счетов) учреждения остатков денежных средств, сформированных на дату изменения типа.
По окончании финансового года, в котором изменен тип учреждения (за период с 1 января до даты изменения типа учреждения), составляется бюджетная отчетность в объеме годовых форм, предусмотренных Приказом Минфина от 28.12.2010 N 191н. В данной статье мы не будем подробно рассматривать особенности составления годовых форм. Они описаны в разд. 6 Методических рекомендаций.
Составление бухгалтерской отчетности автономного учреждения. Составлять отчетность на дату изменения типа автономному учреждению не нужно. В дальнейшем по результатам своей деятельности (начиная с даты изменения типа) учреждение формирует и представляет бухгалтерскую отчетность в порядке, предусмотренном Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 N 33н.
Иными словами, первая бухгалтерская отчетность автономного учреждения составляется по окончании очередного квартала, финансового года.
Поскольку изменение типа учреждения произведено в течение финансового года, первый отчетный финансовый год автономного учреждения начинается с даты изменения его типа. Особенности составления бухгалтерской отчетности автономным учреждением за финансовый год, в течение которого изменен его тип, раскрыты в разд. 7 Методических рекомендаций.
О. Сизонова,
главный редактор журнала
"Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Приказ Минфина РФ от 26.12.2005 N 162н "Об утверждении Порядка сокращения лимитов бюджетных обязательств главным распорядителям средств федерального бюджета по фактам нецелевого использования средств федерального бюджета, установленным Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и Счетной палатой Российской Федерации".
*(2) Приказ Минфина РФ от 23.12.2010 N 183н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению".
*(3) Приказ Казначейства РФ от 07.10.2008 N 7н "О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами".
*(4) Приказ Минфина РФ от 15.12.2010 N 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению".
*(5) Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"