Как отразить сезонную замену шин на служебном автомобиле?
С приходом весны организации, имеющие на балансе автомобили, сталкиваются с заменой зимних шин на летние. Как учитывать шины - в составе основных средств вместе с автомобилем или отдельно в составе МПЗ? Как отразить их сезонную замену?
Налоговый и бухгалтерский учет затрат на покупку автомобильных шин зависит от того, как именно они поступили в организацию: в составе базовой комплектации машины или приобретены дополнительно для замены.
Шины входят в комплектацию приобретенного автомобиля
Обычно в технической документации, прилагаемой к автомобилю, комплект шин выделяется отдельной строкой, но без указания его стоимости. В документах просто прописывают единую стоимость автомобиля. В результате выделить стоимость шин в учете невозможно.
Бухгалтерский учет. Согласно пункту 6 ПБУ 6/01 цена шин, входящих в базовую комплектацию автомобиля, включается в его первоначальную стоимость при принятии на учет в качестве инвентарного объекта.
Ведь инвентарным объектом основных средств признается в том числе комплекс предметов, представляющий собой единое целое, предназначенный для выполнения определенной работы. Таковым является автомобиль, состоящий из комплектующих, имеющих общее управление.
Стоимость шин в данном случае списывается на расходы по обычным видам деятельности посредством начисления амортизации по данному основному средству.
Указанные рекомендации по бухгалтерскому учету автомобильных шин, находящихся на колесах и в запасе при транспортном средстве, содержатся в Инструкции по применению Плана счетов (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н), а также в Методических указаниях по бухгалтерскому учету основных средств (утв. приказом Минфина России от 13.10.03 N 91н).
Налоговый учет. На основании статьи 257 НК РФ первоначальная стоимость амортизируемого имущества определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования (за исключением НДС и акцизов).
Значит, если автомобильные шины поступили в составе комплекта при покупке автомобиля, их цена включается в его первоначальную стоимость и списывается посредством начисления амортизации.
Пример 1
ООО "Компания" в декабре 2011 года приобрело в автосалоне легковой автомобиль Nissan Teana 2,5 V6 Sedan 2WD CVT стоимостью 1 300 000 руб. (без НДС). В базовую комплектацию автомобиля входит комплект колесных дисков с зимней резиной Continental ContiWinterContact TS 830P 215/55R17.
За государственную регистрацию транспортного средства и совершение иных регистрационных действий организация уплатила госпошлину в размере 1500 руб. Автомобиль планируется использовать в управленческих целях организации.
В бухгалтерском учете ООО "Компания" нужно сделать такие записи:
- 1 300 000 руб. - отражена стоимость автомобиля на основании договора купли-продажи;
- 1 300 000 руб. - произведена оплата продавцу согласно договору;
- 1500 руб. - уплачена госпошлина за регистрацию транспортного средства и совершение иных регистрационных действий;
- 1500 руб. - сумма госпошлины включена в стоимость автомобиля;
- 1 301 500 руб. (1 300 000 + 1500) - автомобиль принят к учету в составе основных средств.
В целях налога на прибыль первоначальная стоимость автомобиля также равна 1 301 500 руб.
Шины приобретены отдельно от автомобиля
Поскольку автошины относятся к наиболее изнашиваемым комплектующим, в процессе эксплуатации автомобиля организация вынуждена периодически покупать шины дополнительно. В соответствии с пунктом 66 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств замена сезонных шин относится к затратам на поддержание эксплуатационных свойств автомобиля.
Бухгалтерский учет замены сезонных шин. Если шины приобретаются отдельно, в бухучете они отражаются в качестве запасных частей к транспортному средству в составе материально-производственных запасов. Их стоимость учитывается на субсчете 10-5 "Запасные части" по фактической себестоимости, то есть исходя из суммы затрат на их приобретение и доставку без учета НДС (п. 5 и 6 ПБУ 5/01). Следовательно, данные затраты не увеличивают первоначальную стоимость автомобиля.
При установке шин на автомобили их стоимость списывается на счета учета затрат на производство или расходов на продажу (счета 20, 26, 44 и т.д.). Основание - пункты 93 и 95 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ (утв. приказом Минфина России от 28.12.01 N 119н).
Пример 2
Воспользуемся условием примера 1. Из-за смены сезона в марте 2012 года ООО "Компания" дополнительно приобрело для автомобиля Nissan Teana 2,5 V6 Sedan 2WD CVT комплект летних шин Nokian Hakka R17 стоимостью 20 000 руб., без учета НДС. В конце этого же месяца шины были установлены на автомобиль.
В бухгалтерском учете организации нужно сделать следующие записи:
- 20 000 руб. - комплект летних шин для служебного автомобиля учтен в составе МПЗ;
- 20 000 руб. - произведена оплата продавцу согласно договору;
- 20 000 руб. - списана стоимость комплекта шин, установленных на автомобиль.
Существуют разные варианты отражения в бухучете движения сезонных шин, один из которых нужно зафиксировать в учетной политике.
При первом варианте возврат летних (зимних) шин на склад при смене сезона на счетах бухучета не отражается. Передав летние шины в эксплуатацию и списав их стоимость, организация ведет дальнейший учет их движения вне баланса только в количественном выражении по нулевой стоимости. К примеру, для этого в карточках учета работы автомобильных шин можно записать, кому выданы шины (см. врезку на с. 57).
Справка. Какими документами оформить операции с автошинами
Информация о шинах, изначально установленных на автомобиле, указывается в разделе 7 инвентарной карточки учета объектов ОС, оформленной при принятии к учету транспортного средства, по форме N ОС-6. В указанном разделе приводится краткая характеристика автомобиля.
Если шины приобретены отдельно, то на основании отгрузочных документов поставщика, например товарной накладной по форме N ТОРГ-12, оформляется приходный ордер по форме N М-4. А при отпуске шин со склада для установки на автомобиль - требование-накладная по форме N М-11.
Для контроля за использованием автошин в период эксплуатации нужно применять специальный документ, в котором отражается их техническое состояние. Унифицированных форм первичных документов по учету автошин в настоящее время не существует. Единственная форма такого документа - карточка учета работы автошины - была предусмотрена в Правилах эксплуатации автомобильных шин АЭ 001-04 (утв. распоряжением Минтранса России от 21.01.04 N АК-9-р), которые утратили силу.
Поэтому организация должна самостоятельно разработать и утвердить в учетной политике форму такого документа с учетом требований статьи 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ либо воспользоваться формой, разработанной Минтрансом России.
Факт выбытия автошин отражается в соответствующем акте на списание. Его подписывают члены экспертной комиссии.
Форму акта организация вправе разработать самостоятельно с учетом требований Федерального закона N 129-ФЗ.
Стоимость летних шин можно отразить на забалансовом счете 012 "Автомобильные шины в эксплуатации". Организация самостоятельно может ввести такой счет в рабочий план счетов.
Шины, списанные с учета, но фактически используемые, указываются в актах инвентаризации МПЗ по нулевой стоимости.
При полном износе или неисправимом повреждении шин составляется акт по их выбытию (утилизации). В карточках учета работы автомобильных шин делаются соответствующие записи, их стоимость списывается с забалансового учета.
При втором варианте шины, которые сняты из-за смены сезона, но которые еще можно использовать без ремонта, передаются на склад и принимаются к бухгалтерскому учету. Законодательство не предусматривает особого порядка отражения таких операций.
С одной стороны, данные шины не относятся к неиспользованным материалам, поскольку они уже были в эксплуатации. С другой стороны, их нельзя отнести к отходам производства (возвратным отходам), так как они не утратили необходимые свойства и будут применяться в следующем сезоне.
Тем не менее такие шины следует отражать по дебету субсчета 10-5 в корреспонденции со счетами учета затрат (расходов на продажу). В этом случае на стоимость сезонных шин, возвращенных на склад, уменьшаются затраты на производство или расходы на продажу текущего отчетного периода.
Во втором варианте автомобильные шины, которые организация сможет использовать в дальнейшем, отражаются в учете по стоимости, рассчитанной с учетом износа. Износ определяется исходя из среднестатистического пробега автомобильных шин (см. таблицу внизу).
Таблица. Среднестатистический пробег автошин
Виды автомобилей | Среднестатистический пробег шины, тыс. км |
Легковые отечественного производства | От 35 до 50 |
Легковые зарубежного производства | От 40 до 60 |
Грузовые отечественного производства | От 50 до 100 |
Грузовые зарубежного производства | От 60 до 180 |
Чтобы определить стоимость снятой и переданной на склад резины, организация может руководствоваться Временными нормами эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 31121991085-02, утв. Минтрансом России 04.04.02).
Норму эксплуатационного пробега автомобильных шин организация устанавливает на основе среднестатистического пробега шин, умноженного на поправочные коэффициенты, которые применяются в зависимости от условий эксплуатации транспортного средства.
Стоимость возвращенных на склад шин () можно рассчитать по формуле:
,
где - норма пробега шины;
- фактический пробег шины;
- цена приобретения шины.
Причем норма эксплуатационного пробега шины в соответствии с пунктом 3.3 Временных норм не должна быть ниже 25% от среднестатистического пробега шины.
Пример 3
Воспользуемся условиями предыдущих примеров. Но предположим, что зимние шины Continental ContiWinterContact TS 830P организация приобрела отдельно от автомобиля. Данные зимние шины, которые организация сняла с транспортного средства и заменила на летние, в дальнейшем еще можно использовать. Их покупная стоимость составляет 15 000 руб.
Следовательно, стоимость каждой шины равна 3750 руб. (15 000 руб. : 4 шт.). Норма пробега шин равна 60 000 км. За период эксплуатации их фактический пробег составил 10 000 км.
Таким образом, стоимость каждой зимней шины, возвращенной на склад, составит 3125 руб. [(60 000 км - 10 000 км) : 60 000 км х 3750 руб.].
Итак, остаточная стоимость комплекта зимних шин, принятых к учету, равна 12 500 руб. (3125 руб. х 4 шт.).
В бухгалтерском учете при передаче данного комплекта на склад организация сделает такую запись:
- 12 500 руб. - оприходован на склад комплект зимних шин б/у, снятых со служебного автомобиля.
Налоговый учет замены шин. Шины, приобретенные отдельно от транспортного средства, не учитываются в составе амортизируемого имущества, поскольку на практике их стоимость составляет менее 40 000 руб. (п. 1 ст. 256 НК РФ).
Расходы на покупку нового комплекта резины относятся к материальным расходам (подп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ) и признаются таковыми на дату установки на автомобиль. Такое правило следует из пункта 2 статьи 272 НК РФ. Как видим, стоимость снятых с автомобиля шин при сезонной замене не отражается в налоговом учете.
В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 254 НК РФ сумма материальных расходов уменьшается на стоимость остатков материально-производственных запасов, переданных в производство, только в двух случаях:
- если такие остатки не были использованы на конец месяца;
- если остатки признаются возвратными отходами.
Однако сезонные шины не подпадают под указанные нормы, так как они эксплуатировались в течение сезона и находятся в состоянии, пригодном для дальнейшей эксплуатации.
Значит, компания не должна уменьшать материальные расходы текущего периода на стоимость возвращенных на склад сезонных шин.
Если замена происходит в связи с износом шин, то затраты на приобретение новых классифицируют как расходы на ремонт основных средств. В соответствии с пунктом 1 статьи 260 Налогового кодекса указанные расходы признаются в налоговом или отчетном периоде их осуществления в сумме фактических затрат.
Ремонт и восстановление шин
Критериями износа автомобильной шины является наличие повреждений и дефектов, истечение срока эксплуатации, а также высота рисунка протектора.
В частности, ресурс протектора шины характеризуется его высотой на новой шине за вычетом минимально допустимой остаточной высоты, при которой шина должна сниматься с эксплуатации.
Для шин легковых автомобилей минимально допустимая высота протектора составляет 1,6 мм, а для грузовых машин - 1 мм.
В соответствии с пунктом 18 Правил установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 24.05.10 N 361, процент износа шины транспортного средства рассчитывается по формуле:
,
где - процент износа шины транспортного средства;
- высота рисунка протектора новой шины (мм);
- фактическая высота рисунка протектора шины (мм);
- минимально допустимая высота рисунка протектора шины в соответствии с требованиями законодательства РФ (мм).
Отметим, что для автомобильных шин с возрастом от трех до пяти лет износ дополнительно увеличивается на 15%, а свыше пяти лет - на 25%.
Изношенные шины можно восстановить при помощи ремонта. В бухучете такие шины отражаются по цене их возможного использования, которая рассчитывается пропорционально пробегу шины.
Если компания сама проводит ремонтные работы, в расходы включается стоимость приобретенных материалов (камер, покрышек, ободов колес) и зарплата работников, выполняющих эти работы. Когда организация пользуется услугами автосервиса, в расходы включается стоимость выполненных ремонтных работ.
Для целей налогообложения затраты на ремонт автошин учитываются в составе затрат на проведение ремонта для поддержания ОС в рабочем состоянии и признаются в полной сумме (ст. 260 НК РФ).
Если шины не подлежат ремонту или восстановлению, они списываются в утиль. В этом случае шины приходуются на склад по весу и ценам, по которым они сдаются на шиноремонтные заводы.
Снять шины с эксплуатации можно по решению экспертной комиссии, созданной в компании.
Ю.Н. Бережная,
эксперт журнала "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер", N 6, март 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99