Как обратиться в Пенсионный фонд?
Минздравсоцразвития России выпустил приказ, в котором установил порядок предоставления гражданам услуг Пенсионным фондом*(1). Определены и круг заявителей, и способы получения информации от чиновников, и время ожидания в очередях.
Заявителями на получение госуслуги являются плательщики страховых взносов*(2). Информацию по предоставлению госуслуги можно получить лично, по телефону, на сайте ПФ (www.pfrf.ru) или едином портале государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru).
Минздравсоцразвития России установил предельный срок получения госуслуги. Он зависит от способа обращения граждан к чиновникам. Если обращение личное, то время ожидания ответа составит максимум полчаса. Из них пятнадцать минут - чтобы отстоять очередь, и столько же - чтобы получить ответ от чиновника. Таким же временем ограничено и предоставление информации по телефону*(3). Если же компания решает написать в ПФР или его территориальный орган, то срок ответа для чиновников установлен в 30 календарных дней. Считать его будут со дня регистрации обращения. Независимо от того, на бумаге или в электронном виде было оно сделано*(4).
Нет в Административном регламенте оснований для отказа в приеме обращений, поступивших в ПФР или его территориальные органы*(5); приостановления или отказа в предоставлении госуслуги заявителю*(6).
Чего ждать бухгалтеру, когда его очередь уже подошла? Чиновник обязательно должен представиться (фамилия, имя, отчество, должность), затем предложить сделать то же самое заявителю. Далее сотрудник ПФР выслушает обращение и в рамках своей компетенции ответит на все вопросы*(7). Аналогичные правила действуют, если заявитель звонит в фонд. Если полученная информация не устраивает, то можно сделать запрос в письменной форме*(8).
Такой запрос можно отправить несколькими способами: принести в фонд лично, отправить по почте или передать по телекоммуникационным каналам связи. Передача обращения возможна и через единый портал государственных и муниципальных услуг*(9). В фонде в течение трех дней со дня поступления обращение обязательно зарегистрируют*(10). Может случиться, что ответ на вопрос, который задан чиновникам, не входит в их компетенцию. Тогда обращение переадресуют в нужное отделение ПФР. Сделают это в течение семи календарных дней со дня регистрации обращения. И сразу сообщат о переадресации*(11).
Можно обратиться к чиновникам не только за объяснением норм законодательства, но и для получения форм расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам. По просьбе заявителя при личном обращении в фонд их представят на бумаге*(12). Если общение с чиновником происходит по телефону, то он подскажет, где находятся эти формы: на сайте ПФР или едином портале государственных и муниципальных услуг*(13).
Сотрудники фонда несут персональную ответственность за предоставление услуги, соблюдение ее сроков и порядка*(14).
Можно подать жалобу на чиновников, если:
1) нарушен срок регистрации обращения;
2) нарушен срок предоставления услуги;
3) требуют документы, которые законодательно для предоставления услуги не поименованы;
4) отказываются принять обращение;
5) отказывают в предоставлении услуги;
6) требуют плату;
7) отказывают в исправлении ошибок или опечаток, которые допустили сотрудники фонда, оказывая услугу по предоставлению информации*(15).
Жалобу надо подать в письменной форме либо в электронном виде. В Административном регламенте перечислены реквизиты, которые в ней должны быть обязательно*(16).
Последовательность действий при предоставлении государственной услуги по бесплатному информированию плательщиков страховых взносов*(17)
/------------------------------------------\ /-------------------------------------------------\
| Обращение плательщика страховых взносов |-| Представление письменного обращения |
\------------------------------------------/ \-------------------------------------------------/
/------------------------------------------\ /------------------\ /----------------------------\
|Обращение лично к должностному лицу | |Обращение почтовым| | Обращение в электронном |
|территориального органа ПФР | | отправлением | |виде по телекоммуникационным|
|или по телефону справочной службы | \------------------/ | каналам связи |
\------------------------------------------/ | \----------------------------/
/-------------------\ /---------------------\ /---------------------------\
| Предоставление | |Плательщику страховых| | Регистрация обращения |
| ответа в момент | |взносов предлагается | \---------------------------/
|обращения заявления| |оформить письменное |
\-------------------/ |обращение | /---------------------------\
\---------------------/ | Относится к компетенции |
|территориальных органов ПФР|
\---------------------------/
нет да
/--------------------\ /--------------------\
|Направление обраще- | | Подготовка |
|ния по компетенции | | письменного ответа |
\--------------------/ \--------------------/
/--------------------\ /--------------------\
|Сообщение плательщи-| |Направление ответа |
|ку страховых взносов| |почтовым отправлени-|
|о направлении обра- | |ем или по телекомму-|
|щения для рассмотре-| |никационным каналам |
|ния по компетенции | |связи |
\--------------------/ \--------------------/
К. Ширинян,
эксперт по финансовому законодательству
"Актуальная бухгалтерия", N 4, апрель 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) приказ Минздравсоцразвития России от 21.12.2011 N 1596н
*(2) п. 2 ч. 1 Административного регламента, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 21.12.2011 N 1596н (далее - Административный регламент)
*(3) п. 8 ч. 2 Административного регламента
*(4) п. 8 ч. 2 Административного регламента
*(5) п. 14 ч. 2 Административного регламента
*(6) п. 15 ч. 2 Административного регламента
*(7) п. 34 ч. 3 Административного регламента
*(8) п. 37 ч. 3 Административного регламента
*(9) п. 40 ч. 3 Административного регламента
*(10) п. 41 ч. 3 Административного регламента
*(11) п. 44 ч. 3 Административного регламента
*(12) п. 53 ч. 3 Административного регламента
*(13) п. 54 ч. 3 Административного регламента
*(14) п. 60 ч. 4 Административного регламента
*(15) п. 65 ч. 5 Административного регламента
*(16) п. 68 ч. 5 Административного регламента
*(17) Приложение N 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 21 декабря 2011 года N 1596н
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.