Посетительница в результате падения в нашем кафе получила перелом. После лечения она обратилась к нам с требованием возместить ей расходы на лечение, сумму утраченного заработка и компенсацию морального вреда, в противном случае она подаст иск в суд. Мы считаем, что падение произошло по неосторожности. Какова вероятность того, что по решению суда нам придется возместить все эти расходы только потому, что травма получена в помещении кафе?
При оказании услуг общественного питания необходимо выполнять требования большого количества законодательных и нормативных актов. Среди них Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей". В силу п. 1 ст. 7 данного закона потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать эту безопасность, являются обязательными и устанавливаются законом или в определенном им порядке.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью должны выполнять определенные обязанности, среди которых обеспечение безопасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Аналогичное требование содержится в п. 6 Правил оказания услуг общественного питания*(1): исполнитель обязан соблюдать установленные в государственных стандартах, санитарных, противопожарных правилах, технических документах, других правилах и нормативных документах обязательные требования безопасности услуг для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества.
Также при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и др.), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарно-эпидемиологические требования (п. 1 ст. 17 Федерального закона N 52-ФЗ).
Пунктом п. 5.11 Санитарных правил для предприятий общественного питания (СП 2.3.6.1079-01)*(2) установлено, что все помещения организаций необходимо содержать в чистоте. Текущая уборка проводится постоянно, своевременно и по мере необходимости.
В свою очередь, граждане имеют право на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью или имуществу вследствие нарушения другими гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий в порядке, установленном законодательством РФ (ст. 8 Федерального закона N 52-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара, работы или услуги, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе, услуге), подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара, лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем), независимо от их вины и от того, состоял потерпевший с ними в договорных отношениях или нет (п. 1 ст. 1095 ГК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 26.01.2010 N 1, установленная ст. 1064 ГК РФ презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить он сам. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт увечья или иного повреждения здоровья, размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, обязанным в силу закона возместить вред.
Соответственно, предприятию общепита придется доказать в суде, что пол в помещении кафе содержался в чистоте, что его текущая уборка проводилась постоянно, своевременно и по мере необходимости (с учетом погодных условий). В противном случае суд может прийти к выводу, что предприятие не содержало должным образом помещение кафе, не приняло всех необходимых мер для предотвращения несчастных случаев. В качестве такой меры можно предложить установить на видное место предупреждающую табличку или объявление.
Объем и характер возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья, установлен ст. 1085 ГК РФ. В соответствии с п. 1 данной статьи при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещается утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.
Требование о компенсации морального вреда в силу ст. 12 ГК РФ является одним из способов защиты гражданских прав. Моральный вред (физические или нравственные страдания), причиненный гражданину, подлежит денежной компенсации тогда, когда он был причинен действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом (ст. 151 ГК РФ). Согласно ст. 150 ГК РФ нематериальными благами гражданина являются, например, жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, честь, доброе имя, неприкосновенность частной жизни.
Основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, установленными ст. 151, гл. 59 ГК РФ (ст. 1099). Ее размер определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда (п. 2 ст. 1101 ГК РФ). При определении размера должны учитываться требования разумности и справедливости.
Исходя из этого, если заведение питания не сможет доказать в суде, что пол в помещении кафе содержался в чистоте, что уборка его проводилась постоянно, своевременно и по мере необходимости, существует большая вероятность того, что суд обяжет возместить посетительнице, получившей травму при падении, расходы на лечение, сумму утраченного заработка и компенсацию морального вреда. Такие случаи есть (см., например, Кассационное определение Верховного суда Удмуртской Республики от 10.10.2011 N 33-3613). В приведенном примере только размер компенсации морального вреда был установлен в размере 30 000 руб. Кроме того, с общества было взыскано возмещение расходов на лечение и утраченного заработка.
Заметим, что привлечь предприятие общепита могут не только в связи с падением посетителя, но и при других повреждениях его здоровья, возникших при оказании услуг общепита. Например, в Определении Московского городского суда от 04.08.2011 N 33-22527 с ресторана был взыскан утраченный заработок и компенсация морального вреда в связи с тем, что посетительница ресторана при употреблении приготовленной в ресторане пиццы поранила шейный отдел пищевода фрагментом ракушки мидии, включение которого в состав пиццы не предусмотрено технологическим процессом ее приготовления. В Определении Пермского краевого суда от 26.10.2010 N 33-9351-2010 причиной для взыскания материального ущерба и компенсации морального вреда послужило получение посетителем травмы головы в результате падения колонки музыкального центра с полки.
В.А. Кузнецова,
эксперт журнала "Предприятия общественного питания:
бухгалтерский учет и налогообложение"
1 марта 2012 г.
"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036.
*(2) Введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2001 N 31.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"