Применение ОКТМО в целях обеспечения единства бюджетной системы Российской Федерации
Различия объектов ОКАТО и ОКТМО
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) под бюджетным процессом понимается регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления (далее - МСУ) и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Поскольку в основе организации бюджетного процесса положено деление в разрезе публично-правовых образований [Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее - также МО)], Минфином России подготовлено письмо от 28.09.2011 г. N 02-06-07/4358 "О применении ОКАТО на переходный период в целях обеспечения корректного перехода на ОКТМО" (далее - Письмо), в котором финансовое ведомство полагает наиболее целесообразным при исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации применять один классификатор, наиболее отвечающий требованиям бюджетного процесса, - ОКТМО в актуализированной версии.
Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО), разработанный Росстатом в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 24.08.2005 N 1301-р "Об Общероссийском классификаторе территорий муниципальных образований", предназначен для обеспечения систематизации и однозначной идентификации на всей территории Российской Федерации муниципальных образований с отражением структуры и уровней территориальной организации органов МСУ для решения задач сбора, автоматизированной обработки, представления и анализа информации в разрезе МО и используется для разработки статистических показателей в разрезе муниципальных районов и городских округов.
Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО) предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации в разрезах административно-территориального деления в таких сферах, как статистика, экономика и другие. Объектами ОКАТО являются субъекты Российской Федерации и входящие в их состав административные районы, города республиканского, краевого, областного, окружного, районного значения, поселки городского типа, сельские округа (сельсоветы, волости и другое), а также сельские населенные пункты (поселки сельского типа, села, станицы, деревни, хутора и другое), предназначенные для организации деятельности органов государственной власти в субъектах Российской Федерации, состав которых регламентирован "Положением о порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР" (Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 17.08.1982, действующий в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации и Федеральному закону от 18.12.1997 N 152-ФЗ "О наименованиях географических объектов").
В соответствии с Письмом в целях обособления различных бюджетов публично-правовых образований Российской Федерации применение ОКАТО при исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в настоящее время является обязательным и используется:
- плательщиками налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации при формировании платежных (платежно-расчетных) документов;
- органами Федерального казначейства при распределении средств, поступающих от уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также главными администраторами (администраторами) доходов бюджетов при их администрировании;
- Минфином России, Федеральным казначейством, финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) при формировании согласно БК РФ бюджетной отчетности по исполнению соответствующего консолидированного бюджета Российской Федерации;
- Минфином России, Счетной палатой Российской Федерации и соответствующими федеральными государственными органами (государственными органами субъектов Российской Федерации) при осуществлении функций по контролю за целевым использованием средств, предоставляемых из федерального бюджета в форме межбюджетных трансфертов (предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации).
Таким образом, объекты ОКАТО и ОКТМО различаются между собой по своему составу и содержанию и используются в каждом случае для решения определенных для них задач.
Установление периода перехода с кодов ОКАТО на коды ОКТМО
В Письме указано, что федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим разработку, ведение и применение ОКАТО и ОКТМО, является Федеральная служба государственной статистики (Росстат). При этом принятие и введение в действие изменений в ОКАТО и ОКТМО, проекты которых разработаны и представлены Росстатом, осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт).
В целях недопущения возникновения невыясненных поступлений по платежам в бюджеты МО для перехода участниками бюджетного процесса с применения кодов ОКАТО на коды ОКТМО требуется переходный период, в течение которого должна быть проведена значительная подготовительная работа по внесению изменений в нормативные правовые (правовые) акты Минфина России, Федерального казначейства, Банка России, ФНС России, а также других участников бюджетного процесса, предусматривающих применение ОКАТО, а также по разработке (доработке) программного обеспечения, обеспечивающих деятельность участников бюджетного процесса.
Установлено, что в течение переходного периода до 1 января 2013 года (до перехода на применение в бюджетном процессе ОКТМО) в целях обеспечения исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации должна использоваться редакция ОКАТО, действующая до внесения в нее изменений, связанных с обнулением значимых разрядов кодов, обозначающих сельсоветы (сельские населенные пункты). Одновременно финансовые органы субъектов Российской Федерации (МО), главные администраторы бюджетных средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, органы управления государственными внебюджетными фондами должны обеспечивать своевременное доведение до плательщиков налогов, сборов и иных платежей, подлежащих перечислению в бюджетную систему, обязательных требований к порядку перечисления денежных средств, в том числе по правильному указанию в платежных документах кодов ОКАТО.
Обеспечение сопоставимости показателей бюджетной системы Российской Федерации
Сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации обеспечивается бюджетной классификацией Российской Федерации, являющейся группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также использующейся для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности (ст. 18 БК РФ). Определение принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации, которые являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляются Минфином России.
С 2011 года вступил в силу приказ Минфина России от 28.12.2010 N 190н, утвердивший Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (далее - Бюджетная классификация), которые разработаны в соответствии с положениями главы 4 и ст. 165 БК РФ, а также ст. 33 Федерального закона от 8.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
В состав Бюджетной классификации включается классификация доходов бюджетов, которая является группировкой доходных источников бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также классификация источников финансирования дефицитов бюджетов, которая является группировкой источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно ст. 20, 23, 23.1 БК РФ Минфином России подготовлены перечни кодов классификации доходов бюджетов и источников финансирования дефицитов бюджетов.
Структура двадцатизначного кода классификации доходов бюджетов
Структура двадцатизначного кода классификации доходов бюджетов представлена в виде четырех составных частей (рис. 1):
1. Главный администратор доходов бюджета.
2. Вид доходов (группа, подгруппа, статья, подстатья, элемент).
3. Подвид доходов.
4. Классификация операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов.
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||||||||||
Главный администратор доходов бюджета | Вид доходов | Подвид доходов | Статья (подстатья) классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов | ||||||||||||||||
Группа | Подгруппа | Статья | Подстатья | Элемент | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Рис. 1. Структура двадцатизначного кода классификации доходов
Код вида доходов предусматривает следующие группы:
- 1 00 00000 00 - налоговые и неналоговые доходы;
- 2 00 00000 00 - безвозмездные поступления;
- 3 00 00000 00 - доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
В приложении к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2012 год содержится перечень кодов видов доходов бюджетов. Уровень кода служит для определения уровней агрегирования кодов классификации доходов бюджетов. В рамках вида и подвида доходов код с большим значением уровня агрегируется на вышестоящий код с меньшим значением уровня. Например, группа 000 1 00 00000 00 0000 000 "Налоговые и неналоговые доходы" имеет уровень кода - 1 (табл. 1).
Таблица 1
Перечень кодов видов доходов бюджетов (фрагмент)
В соответствии с Бюджетной классификацией код классификации источников финансирования дефицитов бюджетов состоит из 20 разрядов и включает (рис. 2):
1) код главного администратора источников финансирования дефицитов бюджетов (1-3-й разряды);
2) код группы, подгруппы, статьи и вида источника финансирования дефицитов бюджетов (4-17-й разряды);
3) код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов (18-20-й разряды).
1 | 2 | 3 | |||||||||||||||||
Главный администратор источников финансирования дефицитов бюджетов | Группа | Подгруппа | Статья | Вид источников | Статья (подстатья) классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов | ||||||||||||||
Подстатья | Подстатья | Элемент | |||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Рис. 2. Структура двадцатизначного кода классификации источников финансирования дефицитов бюджетов
Перечень кодов источников финансирования дефицитов бюджетов содержится в приложении к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ на 2012 год (табл. 2).
Таблица 2
Перечень кодов источников финансирования дефицитов бюджетов (фрагмент)
Переходные таблицы по кодам классификации доходов бюджетов и источников финансирования дефицитов бюджетов
На основании перечней кодов классификации доходов бюджетов и источников финансирования дефицитов бюджетов подготовлены переходные таблицы по кодам классификации.
Фрагменты переходной таблицы по кодам классификации доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также переходной таблицы по кодам классификации источников финансирования дефицитов бюджетов, применяемым с 1 января 2012 года, представлены в табл. 3 и 4.
Таблица 3
Переходная таблица по кодам классификации доходов бюджетов (фрагмент)
Таблица 4
Переходная таблица по кодам классификации доходов бюджетов (фрагмент)
Например, с 2012 года взносы на обязательное медицинское страхование необходимо будет перечислять на два отдельных кода бюджетной классификации (КБК): для работающего населения - 000 1 02 02101 08 000 160 и для неработающего населения - 000 1 02 02102 08 0000 160 (ранее взносы зачислялись на КБК 000 1 02 02100 08 0000 160).
С.С. Тихонова
Извлечение из письма Минфина России от 01.11.2011 N 07-02-06/211
...В связи с обращением Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности сообщает, что Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, если иное не установлено законодательством, не предусмотрено рассмотрение обращений организаций по практике применения нормативных правовых актов министерства, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем обращаем внимание, что особенности порядка формирования в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о доходах, расходах и финансовых результатах организациями, являющимися юридическими лицами по законодательству Российской Федерации и выступающими в качестве подрядчиков либо в качестве субподрядчиков в договорах строительного подряда, длительность выполнения которых составляет более одного отчетного года (долгосрочный характер) или сроки начала и окончания которых приходятся на разные отчетные годы, установлены Положением по бухгалтерскому учету "Учет договоров строительного подряда" (ПБУ 2/2008), утвержденным Приказом Минфина России от 24.10.2008 N 116н...
"Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях", N 3, март 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях"
Некоммерческое партнерство Издательский дом "Панорама"
Адрес: г. Москва, ул. Верхняя, д. 34
Тел.: (495) 211-54-18
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru