Углеводородная бомба. Какие испытания готовит нефть мировой и российской экономике?
В прошлом году Россия нарастила добычу нефти всего на 1,23% по сравнению с 2010 годом, однако этого хватило для того, чтобы поставить настоящий рекорд. В 2011 году российские нефтяники добыли 511,432 миллиона тонн - это самый большой показатель за всю историю добычи нефти в нашей стране.
Несмотря на то что на этом фоне экспорт нефти в физическом объеме сократился на 2% и составил 242,079 миллиона тонн, Минэнерго ожидает, что до 2020 года объем добычи нефти будет оставаться примерно на нынешнем уровне 505-510 миллионов тонн в год.
Но хватит ли нефти в российских недрах, чтобы оправдать эти амбициозные ожидания?
Сценарные условия
Согласно негативному сценарию Минэкономразвития в 2012-2013 годах добыча нефти в РФ составит 498 миллионов тонн нефти в год, а в 2014 году еще снизится - до 495 миллионов тонн. В соответствии же с основным сценарием в 2012-2014 годах в РФ в год будет добываться 510 миллионов тонн нефти. Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК) также сохранила прогноз объема добычи нефти в РФ в 2012 году на уровне 10,34 миллиона баррелей в сутки, как следует из мартовского доклада картеля.
По данным ОПЕК, объем добычи нефти в России в феврале составил 10,35 миллиона баррелей в день, что на 125 тысяч баррелей в день больше, чем в феврале 2011 года. "В 2012 году в России не ожидается существенных перемен, которые могли бы повлиять на добычу нефти", - считают авторы доклада.
Организация также ожидает, что в первом квартале 2012 года объем поставок российского "черного золота" на внутренний и внешний рынки составит 10,33 миллиона баррелей в сутки, во втором - 10,32 миллиона баррелей в стуки, в третьем - 10,35 миллиона баррелей в сутки. Прогноз на четвертый квартал незначительно повышен - до 10,37 миллиона баррелей в сутки с 10,36 миллиона баррелей. "Главными секторами, риски в которых могут повлиять на динамику прогнозов в дальнейшем, являются политика, экономика, налогообложение, геологоразведка", - говорится в документе.
По данным РБК, в 2011 году "Роснефть" получила $12,45 млрд. прибыли, ЛУКОЙЛ - $9,826 млрд., ТНК-ВР - $8,981 млрд., "Газпром нефть" - $5,347 млрд. Сургутнефтегаз", по прогнозам аналитиков, покажет чистую прибыль на уровне $8 млрд. долларов. В результате общий доход российских нефтяников может оказаться на уровне $45 млрд.
Самый главный вопрос в том, как долго продлится такое благополучие - не с точки зрения рыночной конъюнктуры, а с позиций объективной возможности месторождений поставлять человечеству углеводороды. Сколько нефти осталось в России и в мире?
Арифметика и геология
Еще девять лет назад, в 2003 году, британская нефтяная компания British Petroleum опубликовала исследование, в котором утверждалось, что нефти в России при уровне добычи, соответствовавшем тому времени, осталось всего на 22 года. В исследовании приводились данные о добыче, потреблении и разведанных запасах нефти во всех нефтедобывающих странах мира. Тогда считали, что всего в мире осталось 1047 млрд. баррелей, которых хватит на 41 год. Справедливая цена нефти на тот момент большинством экспертов признавалась на уровне 25-30 долларов за баррель.
Прошло почти десять лет. Цена нефти превышает $120 за баррель, а ее мировые запасы по-прежнему оцениваются в тех же объемах. Что же касается России, то и здесь, если верить экспертам, ничего особо не поменялось, и разведанные запасы российской нефти находятся на уровне 6% от мировых.
С точки зрения обывателя это нонсенс. Однако окончательно нефть на планете вряд ли закончится в обозримом будущем. Невидимая рука рынка либо окончательно отобьет интерес землян к углеводородам в пользу более дешевых и экологичных альтернативных источников энергии, либо при снижении объемов добычи нефти еще больше удорожит ее, заставив потребителей перейти на режим строгой экономии. Даже если больше не будут открыты новые месторождения, то с течением времени уровень добычи нефти снизится, а цены поползут резко вверх. Нефти может быть мало, она может стать либо очень дорогой, либо совсем никому не нужной. Но полностью из недр земли она не исчезнет.
В России как минимум на ближайшие десять лет производственные показатели нефтяной промышленности будут находиться примерно на нынешнем уровне. Это доказанные показатели, они заложены в проект бюджетной стратегии страны на период до 2023 года.
Согласно этому документу на динамику основных экономических показателей и доходов бюджета существенное влияние продолжает оказывать конъюнктура мировых цен на товары традиционного российского экспорта, прежде всего на нефть. В базовом прогнозном сценарии цена на нефть сорта Urals в период с 2009 по 2011 года снижается. Начиная с 2013 г. ожидается возобновление роста цен на нефть и к 2023 г. она достигает $106/баррель. В целом в период с 2010 г. по 2023 г. цены на нефть, выраженные в долларах 2008 г., будут лежать в диапазоне от $64 до $70 за баррель.
Сложившиеся и ожидаемые условия развития нефтегазового сектора определяют сохранение сравнительно низких темпов роста добычи углеводородов. Среднегодовой рост добычи нефти составит лишь 0,5%, темпы роста добычи газа будут лишь не намного быстрее, составляя 1,9%. Это скажется и на динамике экспорта энергоносителей. Физический объем экспорта нефти за период практически не изменится, тогда как экспорт природного газа возрастет на 57% (в среднем на 3,0% в год).
Сочетание медленного роста экспорта углеводородов и стабилизации их цен (с учетом инфляции доллара) приведет к тому, что соотношение стоимости экспорта топливно-энергетических товаров к ВВП втрое сократится: с 17% в 2007-2008 гг. до лишь 6% в 2023 г. Это частично будет компенсироваться сравнительно быстрым ростом неэнергетического экспорта в результате реализации мер по диверсификации экономики. Стоимостной объем неэнергетического экспорта из России будет увеличиваться в среднем на 9% в год. В результате его удельный вес в общем объеме экспорта вырастет с 39 до 58%. В целом доля экспорта в ВВП снизится за рассматриваемый период вдвое - с 26% в 2008 г. до 13% в 2023 г.
Каждому - свое
Положа руку на сердце, стоит признать, что все разговоры о разведанных запасах нефти и прогнозах цен на нефть носят исключительно геополитический характер.
Крупнейшими потребителями энергоресурсов в мире являются США и Китай. Для многих других государств каждая из этих стран - сродни бельму на голубом глазу нашей прекрасной планеты. Именно они больше всего страдают от высоких цен на нефть, в то время как, например, для России ровно то же самое оборачивается золотым дождем. Однако американцам неожиданно для многих удалось переломить эту ситуацию и за короткий срок превратиться из покупателя в продавца энергоресурсов.
В минувшем году США впервые с 1949 года экспортировали больше бензина, дизельного топлива и других нефтепродуктов, чем импортировали. В 2011 году объем экспорта нефтепродуктов превышал объем импорта в среднем на 439 тыс. баррелей в сутки, тогда как годом ранее нетто-импорт составлял 269 тыс. баррелей в сутки. Общий объем импорта сырой нефти и нефтепродуктов в прошлом году упал на 11% по сравнению с годом ранее и составил 8,436 млн. баррелей в день - самый низкий уровень с 1995 года.
По данным "Bloomberg", американские нефтеперерабатывающие заводы в прошлом году экспортировали рекордные объемы бензина и дистиллята, включая мазут и дизельное топливо. В то же время в США, напротив, отмечалось снижение спроса на бензин, а спрос на дистилляты оставался стабильным. Так, экспорт дистиллятов из США в минувшем году вырос на 30% по сравнению с 2010 годом и составил рекордные 854 тыс. баррелей в сутки, а поставки бензина и его компонентов подскочили на 57% - до 526 тыс. баррелей.
По прогнозам американского Минэнерго, в ближайшие два года США сохранят статус нетто-экспортера нефтепродуктов. В текущем году превышение экспорта над импортом составит 350 тыс. баррелей в день, в следующем - 320 тыс. баррелей.
Китайское горе
Остается Китай. Самые большие потери от высоких цен на нефть несет эта самая густонаселенная и самая быстроразвивающаяся страна. Высокие цены на энергоносители существенным образом сдерживают рост экономики Китая и являются действенным рычагом воздействия против экономической экспансии Поднебесной.
Согласно данным китайской газеты "Жэньминь жибао", степень зависимости Китая от внешних поставок сырой нефти достигла в 2011 году 55,2%. При этом, по данным министерства промышленности и информатизации КНР, энергетические расходы Китая, а значит, и зависимость страны от нефтяного экспорта продолжают увеличиваться. На сегодняшний день увеличение потребления нефти превышает рост ВВП страны, и столь стремительный рост оказывает огромное давление на производство.
Между увеличением нефтяной зависимости Китая и ценами на сырье прослеживается прямая зависимость. Чем больше китайская экономика подсаживается на нефтяной импорт, тем выше и выше растет рыночная цена. По мнению специалистов из Академии инженерных наук Китая, предел зависимости экономики страны от внешних поставок нефти не должен превышать 60%. Вместе с тем те же ученые прогнозируют, что к 2030 году этот показатель может превысить 70%, потому что к этому времени спрос на нефть в Китае вырастет до 644 млн. тонн в год.
На собственные ресурсы Китаю рассчитывать тоже не приходится. Себестоимость добычи нефти в Китае довольно высока, а качество нефти оставляет желать лучшего. В итоге энергетическая безопасность страны находится под серьезной угрозой.
Китайские ученые и эксперты нефтяного рынка говорят о том, что необходимо больше внимания уделять развитию альтернативных источников энергии, которые хоть пока и довольно дороги, но зато в перспективе вполне окупаемы. Остальные рецепты тоже не блещут новизной: экономить электроэнергию и инвестировать средства в зарубежные энергетические проекты.
Одна из стратегически важных сфер взаимодействия РФ и КНР - энергетика, где за последние годы удалось добиться ощутимых практических результатов. В частности, Москва и Пекин отмечают стабильную работу нефтепровода "Сковородино - Мохэ", по которому было поставлено 15 миллионов тонн сырой нефти в 2011 году и уже около 4 миллионов тонн за январь-март этого года.
Транспортная задача
Даже для России высокие цены на нефть с точки зрения чистой экономики несут негативные последствия. Нефть - это не только промышленный энергоноситель, но и банальное топливо для всех видов транспорта. А Россия - крупнейшая в мире страна, и решение транспортных вопросов имеет очень важное значение для ее дальнейшего развития.
Согласно прогнозу Международной ассоциации воздушного транспорта IATA на 2012 год, авиационную отрасль ждут сложные времена. Компании, занятые в сфере авиаперевозок, заработают меньше, чем ожидалось: ожидаемая прибыль в 2012 году - около $3 млрд., тогда как еще в сентябре 2011 года эксперты ассоциации прогнозировали этот показатель на уровне $4,9 млрд., а ожидаемая рентабельность составит всего 0,5%. Виной тому рост цен на нефть, а значит, и рост цен на топливо. Если конфликт в Иране повлечет за собой еще больший скачок стоимости черного золота (до $150 за баррель), то тогда авиационную отрасль ждут серьезные убытки - более $5 млрд.
Особенно сильно страдают европейские авиаперевозчики, и без того подкошенные экономическим кризисом. Дополнительное давление на рынок оказывают налоговые обязательства, а также введение системы торговли квотами на выбросы углекислого газа. Российские авиакомпании не являются исключением.
Однако для нашей страны транспортная связанность регионов между собой имеет определяющее значение для целостности страны. При росте цен на нефть на внешних рынках российские нефтяные компании автоматически повышают стоимость транспортного топлива внутри страны. А это бьет по рынку перевозок. Ни для кого не секрет, что полеты по стране для большинства россиян являются довольно дорогим удовольствием, и зачастую слетать за рубеж оказывается куда дешевле и проще. Малое число рейсов между большими городами, сложность маршрутов (зачастую между столицами регионов нет прямого авиасообщения) и высокая стоимость билета не способствуют привлечению новых клиентов, а значит, не позволяют в полной мере развиваться этой отрасли рынка транспортных услуг. То же можно сказать и про наземные перевозки.
Так что цена нефти и поиски новых энергоносителей вместе с энергосбережением - общемировая проблема.
А. Земцов
"Финансовая газета", N 13, март 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство финансов Российской Федерации, ООО "Международная Медиа Группа"
Газета зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Регистрационное свидетельство ПИ N ФС77-38355 от 15 декабря 2009 г.
Издается с июля 1991 г.